Эмир Кустурица раскрасил «Радугу»

Знаменитый серб задал тон традиционному петербургскому театральному смотру

Переполненный зал петербургского ТЮЗа имени Брянцева, где начинался ХХII Международный театральный фестиваль «Радуга», ревел от восторга, подхватывая на лету знакомые мелодии в исполнении фолк-рок-группы The No Smoking Orchestra, руководимой Эмиром Кустурицей, и грань между сценой и залом стиралась благодаря мощной энергетике 66-летнего актера и режиссера.

Выступление знаменитого коллектива с живым звуком укрепляло веру собравшихся в то, что согласными и разумными действиями мы одолеем «чуму XXI века», и театры смогут в полной мере возобновить свою деятельность. Ведь и в сегодняшней драматической ситуации питерские коллективы ищут ходы для поддержания связей с европейскими коллегами. Как, например, удалось директору ТЮЗа Светлане Лаврецовой «обмануть» пандемию и добиться приезда на фестиваль Вильнюсского городского театра Оскараса Коршуноваса с постановкой «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, – можно только догадываться. Эффект от этой трагикомедии был ошеломляющим, поделив зрительный зал на энтузиастов соблюдения человеческих прав и тех, кто увидел в постановке насмешку над доблестными русскими силовиками.

В начале действия в полицейский участок доставляют в наручниках интеллигентного парня, но причина задержания держится в секрете. Постепенно – слово за слово, от одного удара под дых до другого – выясняется, что это не обыкновенные «менты», а полиция нравов, нацеленная на выяснение духовной сущности задержанного методом шоковой «терапии».

Оказывается, Николай из Подольска каждое утро отправляется в переполненной электричке в столицу нашей Родины на работу в одной «дохлой» газетенке. Он настольно задолбан серыми буднями и своей никчемностью, что ничего интересного вокруг не видит, вынужденный безнадежно тянуть изо дня в день злополучную лямку за 35 тысяч рублей в месяц. В свою очередь полицейские убеждают «заблудшую душу», что в жизни всегда есть место для «великих» открытий. Так, виды подольских окраин с кривоватыми заводскими трубами можно при желании принять за наклонную башню Пизы. Ну, а если не согласен, то и по зубам имеешь шанс схлопотать.

В совсем другой, трагической интонации выдержан спектакль «Чернобыльская молитва» по знаменитой документальной книге Светланы Алексиевич. Здесь ни слова вымысла, ведь живы свидетели чернобыльской аварии, говорящие правду о самой страшной техногенной катастрофе нашей эпохи, о детях с врожденной лучевой болезнью, о мертвом городе Припяти, превратившемся в кладбище нереализованных замыслов и надежд.

Внимание в этой постановке воронежского Никитинского театра сосредоточено на трагедии молодоженов, продолжающих вопреки катастрофе бороться за жизнь и ее продолжение. Спектакль-исповедь, спектакль-документ, поставленный Дмитрием Егоровым с мужественной простотой без сюсюканья и дежурного оптимизма, далек от массовой культуры, предлагая зрителям задуматься о судьбах героев, которые, потеряв, казалось бы, все, вначале думают о Родине, а потом о себе.

Молодой режиссер Ирина Астафьева, показавшая на фестивале спектакль «Леха» по пьесе Юлии Поспеловой в исполнении артистов Алтайского театра драмы имени Василия Шукшина, определила сверхзадачу постановки так: «В погоне за благами цивилизации мы становимся невнимательными, равнодушными к близким, не говоря о далеких. А ведь другой человек – неизведанная планета. Он умрет, и ничего после него не останется – только имя. Важно открыть эту планету тогда, когда она полна жизни, а не превратилась в мертвую пустыню».

На самом деле это даже не пьеса, а повесть о старике, на исходе лет влюбившемся в соседку Любовь Ивановну и испытавшем счастье от встречи с родственной душой. Персонажи этой истории, рассказанной приемной внучкой героя, действуют подобно фигурам немого кино. Не плюсуя и не нагнетая страсти, они без слов живут за воображаемой «четвертой стеной», в свое время постулированной Станиславским и Немировичем-Данченко. Более того – возникает ощущение по-настоящему счастливого бытия этих ничем не примечательных людей с минимальным достатком: ведь душа у них поет. Прекрасная, истинно шукшинская традиция внимательного вглядывания в человека…

В отличие от теплого и сердечного «Лехи», спектакль Свердловского драматического театра «Железнова Васса. Мать» в постановке громко заявившего о себе Уланбека Баялиева жестко-беспощаден и лишен каких бы то ни было сантиментов, поскольку речь идет о борьбе за наследство любым путем, вплоть до отравления. Случилось непоправимое: от когда-то успешного семейства Железновых остались лишь осколки прежнего благоденствия да редкие воспоминания о безоблачном детстве с маленькой деревянной лошадкой, засыпанной снегом. Все остальное покрылось слоем инея, превратив роскошный дом в ледяной дворец без любви и без сострадания, где гуляет лишь ветер страшных перемен.

Дети, выросшие в атмосфере стяжательства и тайного разврата, мечтают о жизни в роскоши и вседозволенности. Поэтому ждут не дождутся, когда наконец перестанет кашлять и подавать иные признаки жизни отец. А мать... Еще вполне молодая и красивая женщина в исполнении Ирины Ермоловой пытается держать в руках бразды правления, но момент для прекращения войны между сыновьями Семеном и Павлом упущен, а Павел впрямую называет ее дьяволом, не в силах простить, что родился калекой. Васса Петровна старается продлить редкие минуты затишья между враждующими кланами, устраивая с помощью вездесущей кухарки Матрены воскресные обеды, но добрые слова уже ничего не значат, так как у каждого члена семьи свои планы и «скелеты в шкафу». В конце концов такой план по отравлению любвеобильного дяди с накладным париком, призванный скрыть незаконное присвоение 100 тысяч, удается, и ледяной дом с рассыпанными по полу яблоками раздора окрашивается в яркий кровавый цвет.

Да и прочие приехавшие на питерский смотр коллективы из Абхазии (классическая трагедия «Электра»), Новосибирска (многочасовая постановка «Идиот»), Перми (драматическая опера «Антигона») вплоть до спектакля «Немой официант» знаменитого московского театра «Человек» открыли что-то новое в искусстве, делая акценты на самом важном и злободневном, отвечающем вызову времени. Конкуренция если и была, то высокая и благородная, а не на уровне нездорового ажиотажа, связанного с премиями и местами на пьедестале. Главным арбитром, отдававшим предпочтение Его Величеству Актеру и слаженному ансамблю не похожих друг на друга лицедеев, был зритель.