05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ: НЕ ВСЯКОМУ"ЧУЧЕЛУ" ВЕЗЕТ НА ТАКОГО ДЕДУШКУ

Любимый укол журналистов, преследовавших мои первые неудачи на сцене, часто повторялся: природа

Любимый укол журналистов, преследовавших мои первые неудачи на сцене, часто повторялся: природа отдыхает на дочке Пугачевой. Никогда не спорила: со стороны виднее. Именно "со стороны" меня заметили первый раз в жизни. Свою профессиональную судьбу я начала отнюдь не "маминой дочкой", скорее, дедушкиной внучкой...
Ролан Быков собирался ставить "Чучело", фильм о девочке, которая приезжает в старый русский город к дедушке, потомственному интеллигенту, идет учиться в местную школу, но ее не принимает класс, потому что она другая. И подростковая стая начинает азартную охоту на новенькую...
Я не знаю, что стало бы со мной, если бы в моей жизни не было этого фильма, куда и каким ветром меня занесло бы. Но все встречи в жизни не случайны, мне кажется, они закодированы судьбой. Мне тогда было одиннадцать лет, только что умер мой дедушка, это была огромная трагедия для всей семьи, для мамы, для бабушки...
Тысячи девочек пришли по объявлению на "Мосфильм" пробоваться на роль Лены Бессольцевой. Меня тоже посмотрели и забыли, как одну из толпы, но однажды Ролан Антонович Быков решил посмотреть меня по второму кругу, чтобы окончательно удостовериться - глупая я или хитрая... И неожиданно для всех решил, что это то, что он искал.
Ему все время говорили: зачем тебе дочь Пугачевой, у которой такая непонятная репутация. Время разобралось со всеми репутациями, мама стала одним из борцов за справедливость, за соблюдение этических принципов в шоу-бизнесе, за право артиста, как и любого другого человека, иметь частную жизнь. У меня тоже сложилась, не просто, но интересно, судьба, карьера и семья...
Начались мучительные поиски известных актеров на роль дедушки. Первые пробы были с Евгением Евстигнеевым. Я была маленькая и многого не понимала и тем более не запоминала. Хотя бы на день, с теперешним умом и сердцем, вернуться туда, чтобы запомнить все и всех, уникальных, великих людей отечественной культуры, пережить мгновения, когда с тобой говорили Быков, Евстигнеев, Никулин. А тогда я воспринимала все, как должное, как ребенок из артистической семьи: общение с такими людьми для меня было вроде нормы жизни. Дома я часто любила сидеть в уголочке и слушать, как разговаривают мамины друзья.
И с Евстигнеевым, и с Быковым, и, конечно же, потом с Юрием Владимировичем Никулиным я чувствовала себя как с родными людьми. Хорошие актеры отличаются от просто актеров потрясающим чувством партнерства, а не перетягиванием каната, кто круче и лучше.
На моих глазах они придумывали десятки ходов: надел очки - один человек, приклеили бороду - другой, сказал фразу - начали наговаривать новый образ.
Ролан Антонович потом стал сам пробоваться на роль дедушки, подбирал грим, по-разному со мной разговаривал и все-таки не увидел себя в роли Бессольцева.
На очередные пробы я уже шла, как на работу. И вдруг - Юрий Никулин. И сразу стало тепло и комфортно. Они вычитали, прибавляли, репетировали, репетировали... А я чувствовала себя совсем спокойно - эту сцену я играла десятки раз.
Юрий Владимирович сразу всех покорял умением начать разговор с совершенно незнакомыми ему людьми. Все в нем души не чаяли. Мы сняли пробы, и Быков начал бороться, чтобы наш дуэт утвердили, потому что нонсенс был: клоун и дочь эстрадной певицы претендуют на главные роли в серьезном фильме.
И мы отправились в Тверь, тогда город назывался Калинин, в экспедицию. Это был сентябрь, первая четверть, я в пятом классе, самая младшая в съемочной группе, остальные мои "одноклассники" на год-два были старше меня.
Начался настоящий взрослый творческий процесс без поблажек с подъемом в шесть утра. Весь световой день шли съемки.
Никулин с нами не сразу поехал: вначале надо было детям освоиться. Не прошло и недели, как в массовой сцене, когда выбегала из кадра я неудачно спустилась по лестнице. Мы сняли еще два дубля, а вечером меня отвезли к врачу. У меня оказался перелом руки, а Быков оказался перед выбором: искать или не искать замену главной героине, поскольку были отсняты только массовые сцены. У меня в жизни все начинается с неудач, это примета судьбы: значит, впоследствии все будет хорошо.
Гипс мне прикрыли зеленым шарфиком, а когда гипс сняли, я продолжала в кадре носить шарфик на шее.
В начале съемок с Юрием Владимировичем, режиссер дал нам возможность привыкнуть друг к другу в массовых кадрах. Потом постепенно люди отсеивались и отсеивались - и мы остались одни. Съемки уже продолжились в павильоне в Москве, декорация называлась "дом деда". Началась отдельная жизнь.
Все массовые съемки прошли феерически для меня. Хотя у героини трагическая история, за кадром мы очень хорошо дружили. Даже вместе ходили в Калинине в вечернюю школу, чтобы не стать второгодниками. В Москву мы все вернулись круглыми отличниками. Жизнь казалась раем. У взрослых, конечно, была своя жизнь, неизвестная нам. Вспоминать ее сегодня - не детского ума дело.
После съемок Ролан Антонович всегда разговаривал со мной и готовил к съемкам на следующий день. Я честно все выслушивала и убегала к ребятам.
От "дома деда" пошла основа фильма. Я осталась с ними двумя - Никулиным и Быковым. Мы были в этот период самыми близкими людьми. Тогда фильмы долго снимали. И как-то так получилось, что за это время мы умудрились поссорится с Роланом Антоновичем. Я почему-то на него обижалась, раздражалась. Это был, наверное, тот самый необъяснимый трудный переходный возраст, ведь за последние полгода все переменилось в моей жизни.
Когда я соглашалась сниматься в фильме, то не думала, что по сценарию мне надо будет бриться наголо. Когда подошел этот момент, для меня началась уже не киношная, а истинная драма: а как же я выйду на улицу, в школу пойду - меня же дразнить начнут. Я обиделась на Ролана Антоновича, какая-то вредность поперла из меня. Может, из-за той большой нагрузки, которая свалилась на меня. Между нами появился Юрий Владимирович, который нас и помирил, он приходил всегда на выручку со своим оптимизмом. Я благодарна им обоим, что меня тогда не сломали, не раздавили мою личность требованиями беспрекословного послушания.
Юрий Владимирович всегда находил случай из жизни, которым нас смешил, успокаивал, лечил. Часто случался брак пленки, все начинали нервничать и тихо ненавидеть друг друга, и тогда вступал Юрий Владимирович: "А вот была история. Один конферансье должен был заполнить паузу рассказом про тещу, которая заболела: он водил ее к хирургу и к стоматологу, и к окулисту. Но ничего не помогало... На гастролях всегда организовывали "подсадку" в зрительном зале. Давали кому-то рубль, и в нужный момент тот должен был крикнуть: "А к ветеринару пробовали?" В очередном городе нашли парня на балконе, прорепетировали с ним, и вдруг с балкона раздалось: "А к вентилятору пробовали?". Все ужасно смеялись, до сих пор я пересказываю с хохотом эту никулинскую историю, только не все почему-то поддерживают меня. Дело, видимо, в рассказчике.
Съемки с Никулиным никогда не были тяжкой работой. Мы не играли, мы понимали друг друга. Он был потрясающий человек, с ним было уютно. И это было как воздух естественным для меня. Он будто заменил моего дедушку, был таким внимательным и чутким ко всему, что происходило и со мной, и вокруг нас с ним.
Когда съемки закончились и шло озвучивание фильма, Юрий Владимирович подарил мне первую свою биографическую книгу, подписав: "Дорогой внученьке от дедушки". Так и пошло - дедушка, внученька...
Когда я закончила десятый класс, мама взяла меня с собой на гастроли в Америку. И в Нью-Йорке мы встретили наших циркачей. Это мы, эстрадники, день-два, неделю ездим на гастроли. А у них такая жизнь продолжается месяцами. Юрий Владимирович пришел на концерт Пугачевой, наговорил мне добрых слов, порадовался, как внученька выросла.
Я не могу сейчас утверждать, что хорошо знала Юрия Владимировича. Я была ребенком, не сидела со взрослыми за столом, когда они вели свои бесконечные разговоры о жизни. Я - не соратник, я - другое поколение. Но если справедливо, что детская память избирательна, то истинная правда в том, что не всякому чучелу в жизни мог встретиться такой дедушка. И, может, подарок судьбы как раз в том и заключался, что я воспринимала его не как великую легенду нашей культуры, а как старшего человека, рядом с которым душа бывает в порядке.
Так получилось, что в моей жизни очень многое связано с цирком. Отец у меня окончил цирковое училище, там они с мамой познакомились, он по профессии - клоун. Потом у мамы в репертуаре появился "Арлекино", с которого началась ее другая жизнь в искусстве. Да и меня впервые в люди вывел клоун - Юрий Владимирович Никулин.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников