10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЦЕНТР МИРА" ПОД ТУЛОЙ

Лескова Наталия
Статья «"ЦЕНТР МИРА" ПОД ТУЛОЙ»
из номера 149 за 12 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 12 Августа 2000г.
На фоне лежащих в руинах "дворянских гнезд" России имение великого русского художника Василия Поленова в Тульской области выглядит, без преувеличения, фантастически. Его как будто не коснулись ни войны, ни революции, ни многочисленные кризисы. Здесь, как и сто лет назад, на залитой солнцем террасе пьют чай Поленовы: внуки, правнуки и праправнуки художника и не думали никуда уезжать.

"Разумеется, это давно не наше фамильное имение, - рассказывает директор историко-художественного и природного музея-заповедника "Поленово" Наталья Грамолина, жена внука Поленова Федора Дмитриевича. - Просто мы здесь живем, как на даче".
Путеводители и по сей день молчат об испытаниях, выпавших на долю этой семьи. Василий Дмитриевич влюбился в окские просторы еще в конце 80-х годов XIX века. Усадьбу строил по собственным эскизам. Так ребенок рисует на чистом листе бумаги свои представления о земном рае: белый домик с садом, синяя река, зеленый лес, полный ягод, грибов и незлых зверей, чудесные цветы, птицы и бескрайнее небо. Вид из села Бехово на Оку стал для Поленовых "центром мира": зеленый холм образует как бы идеальный шар. В этой рукотворной сказке семейство прожило почти 30 лет.
Сюда съезжались черпать вдохновение Репин, Коровин, Левитан, Шишкин, Васнецов. Их пейзажи составили коллекцию музея. Галерею, которую Поленов шутливо назвал "адмиралтейством", и в те годы могли посещать все желающие. Художник активно зазывал окрестных крестьян приобщаться к искусству. "Я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания, - восторженно писал он. - Приходят целые экскурсии из ближайших городов, из санаторий, школ, деревень, крестьяне и крестьянки с детьми".
Недоверие местных жителей вскоре сменилось любовью к "ласковым помещикам": они были щедры, гостеприимны, хлебосольны, построили за свой счет сначала деревянную, а затем и большую кирпичную школу. Василий Дмитриевич возвел в Бехове сказочную, белой свечой парящую на холме Троицкую церковь. Открыл Народный театр, где с деревенскими мужиками-"самородками" ставили Пушкина, Мольера, Шекспира... Только вот обширное помещение для этого театра, о котором многие годы мечтал, соорудить не успел. Помешала гражданская война и нагрянувший голод...
Мало кто знает, что в последние годы жизни великий художник тяжело болел, пух от голода. Воодушевление, с которым он поначалу встретил весть о революции, вскоре сменилось тревожными мыслями. Умирали в бедности и забвении его друзья художники, трагически ушел из жизни великий меценат Савва Мамонтов, которого Поленов чтил.
Умер Поленов летом 1927 года. Его похоронили, как он и просил, на старом беховском кладбище, на погосте его маленького храма. Вместо обелиска - простой камень и крест.
В начале 30-х годов усадьбу не раз пытались разрушить. Спасали ее от этой участи, как ни удивительно, местные жители. В 37-м году был репрессирован и сослан в лагеря сын Василия Дмитриевича. А в 39-м году был подписан указ о закрытии и уничтожении поместья. Тогда на борьбу встали дочери художника. Отказавшись от возможности уехать за границу, как делали потомки многих русских дворян, они, по сути, обрекли себя на великий риск. И победили. Они публично передали в дар молодому советскому государству все постройки и коллекции отца, а сами взялись организовать там бесплатный музей. Благодаря подвижничеству этих хрупких женщин рукотворный рай на берегу Оки не стал одной из многих развалин прошлого.
Музей ежедневно посещают десятки, а в выходные дни - сотни человек. Свидетельствую: в маленьких, "камерных" комнатах трудно поместиться всем экскурсантам. Функционирует и театр. Сейчас он стал детским. Им руководит внучка Поленова Елена Анатольевна. На репетиции приезжают юные дарования со всей области и даже из Москвы...
На крылечке большого белого дома меня встречает Вася - шестилетний пацаненок в конопушках. Вася - праправнук Василия Дмитриевича. Осенью пойдет в первый класс. Только что он отобедал и собирается гонять по парку на шикарном гоночном велосипеде. Разговаривать со мной Васе некогда, однако он вежливо соглашается. "Кто такой Поленов, знаешь?" - интересуюсь. "А как же, - удивляется Вася. - Это же художник. Великий русский. Мой прапрадедушка. Он много картин написал - "Золотая осень", "Московский дворик", а мне больше всего нравится, знаете, что? "Белая лошадка". И еще это, сейчас вспомню... Он еще 20 лет ее писал... "Христос и грешница". Вот". "Это что такое - грешница?" "А это тетя, которая грешила. Вот я сегодня во сне крестик потерял. Наверное, это у меня Бог его отнял за то, что я грешил. Плохо себя вел. Это мне отец Алексей из Бехово сказал". "Что же ты такого страшного сделал?" "Ну, я сейчас не помню. Наверное, котенка мучил". "Слушай, а ты рисовать, кстати, любишь?" - решаю сменить тему. "Не очень. Я люблю песни сочинять. Каждый день придумываю новую. И тут же забываю!" И Вася, не выдержав, укатил к любимому пруду, где его великий предок когда-то разводил карасей...
Самой юной из потомков художника - Наташеньке, Тусе три годика. Это хрупкое, нежное и в то же время своенравное создание: фотографироваться и давать "интервью" она ни в какую не желала. Потом, когда мы сходили в "поход" на заповедный для этой семьи "мостик любви", тоже построенный Василием Дмитриевичем (экскурсии сюда не водят - мостик еще предстоит реставрировать), Туся сменила гнев на милость. Уже не хотела слезать с моих рук и делилась самым сокровенным: "Я люблю бабушку, дедушку и сосиски. А манную кашу не люблю!" "А рисовать любишь?" - допытывалась я. "Люблю! Но сосиски - больше"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников