БЕСПРИЗОРНОЕ НЕБО

Борьба российских авиадиспетчеров за достойную оплату труда продолжается с переменным успехом уже больше года. Всеобщая забастовка в канун нового 2003 года вынудила их хозяев - Федеральное унитарное предприятие (ФУП) "Госкорпорация по организации воздушного движения" - увеличить с 1 января зарплату на 28,5 процента. Казалось бы, ситуация в системе обслуживания полетов должна была разрядиться. Однако на завтра назначена новая акция протеста авиадиспетчеров. О том, чем снова они недовольны, в эксклюзивном интервью редакции рассказывает председатель Федерации профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей КОВАЛЕВ.

- Сергей Анатольевич, руководство госкорпорации вроде бы выполнило свои обещания. Чего же еще?
- Авиадиспетчеры давно добиваются повышения зарплаты, и требования их вполне обоснованны. В прошлом году мы предложили руководству госкорпорации представить полный отчет о доходах ФУП, проанализировали их и пришли к выводу, что оклады можно удвоить. Генеральный директор ФУПа Борис Кушнерук и его заместители Яков Борисов и Валерий Ежов категорически отказались это делать. Что и породило предновогоднюю всероссийскую акцию протеста в виде голодовки. Тогда руководство пошло на то, чтобы повысить оклады (в том числе, кстати, и себе) на 28,5 процента с 1 января 2003 года с поэтапным их увеличением до 100 процентов. Но уже в апреле нам было сказано, что денег на новое повышение зарплаты нет. Поэтому руководители Федерации профсоюзов и решили возобновить акции протеста.
- Во время прошлогодней голодовки авиадиспетчеров пошли разговоры об их непомерных денежных аппетитах при уже имеющихся больших зарплатах. Как это выглядит в реальности?
- Выпускник колледжа, имея 3-й класс профессионализма, на всей территории страны, кроме Москвы, получает 5 - 6 тысяч рублей. Через 3 года работы он сможет рассчитывать на 20-процентную надбавку. Через 15 лет, при условии свободного владения английским языком и допуском к управлению несколькими диспетчерскими пунктами, он начнет зарабатывать около 20 тысяч рублей. В северных регионах действуют "северные надбавки". Там новичок начинает с 7,5 тысячи рублей в месяц. Но и стоимость жизни в тех местах значительно выше. Зарплата руководителей ФУПа является коммерческой тайной, но меньше 1000 долларов в месяц они не получают. Однако наши попытки получить и изучить финансовые документы госкорпорации наталкиваются на сопротивление руководства. Думается, не случайно.
Но дело не только в зарплате. Мы готовы подождать, когда наполнится общий кошелек. Но с 14 ноября прошлого года вступил в действие Закон "О государственных и муниципальных предприятиях", запрещающий им создавать дочерние предприятия. А таковых в нашей системе 21. Теперь их надо или присоединить к ФУПу, или сделать самостоятельными. Мы склоняемся к тому, чтобы не делить небо на клочки, а работать совместно. Сейчас у многих дочерних предприятий заканчиваются сроки коллективных договоров. Мы опасаемся, что руководство ФУПа, не продлив их, присоединит "дочек" и заставит их подписать такой общий договор, который будет выгоден только работодателям. Мы же предлагаем сейчас, до начала слияния предприятий, продлить действующие колдоговоры, а потом на их основе заключить общий. Нам предлагают, как в известном анекдоте о шулерах, поверить им на слово, как "джентльменам", которые никогда не обманывают. Не верим...
- Есть причины для недоверия?
- Есть. Наше предприятие в Тюмени реорганизовалось, а работодатели не хотят подписывать колдоговор с коллективом уже который месяц. Наиболее рьяных правдолюбцев увольняют. Такая же ситуация и в Ростове-на-Дону.
- Чего, по вашему мнению, добиваются руководители госкорпорации?
- У нас ходят упорные слухи о том, что они намерены привести организацию к банкротству, а затем приватизировать авиадиспетчерскую службу страны. Тогда наши специалисты станут полностью бесправными, покинут работу, а небо над страной останется, по сути, беспризорным, полетами станут руководить самоучки.