ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ЭФФЕКТ

Поводом для распоряжения министра стал недавний приказ руководства столичной милиции о запрещении регистрации машин непосредственно в автосалонах. "Если известны факты коррупции, с ней нужно бороться, а не создавать неудобства и дополнительные проблемы гражданам", - распространили РИА "Новости" заявление главы МВД. У автомобилистов и продавцов появилась надежда на возвращение прежнего удобного механизма регистрации. Наш корреспондент решил испытать на себе все прелести столичной процедуры постановки на автоучет.

В Краснопресненской ГИБДД Москвы еще недавно было столпотворение - число жаждущих зарегистрироваться исчислялось десятками. Главным образом это были владельцы подержанных иномарок и "жигулят". Волков переулок, где расположен отдел ГИБДД, был забит уже не новыми авто под завязку. Сейчас, по уверениям московского гаишного начальства, ситуация стабилизировалась и очереди рассосались. Что же оказалось на самом деле?
Когда я появился в переулке, несколько десятков автолюбителей маялись здесь уже не первый час. Пожилой мужчина, представившийся Василием, мрачно сплевывает:
"Второй день стою. То ли у них инспекторов не хватает, то ли просто не справляются. А эти из автосалонов, как регистрировались без проблем, так и продолжают регистрироваться. Разница только в том, что теперь как бы страдает общая очередь". Действительно, до 1 июля сотрудники ГИБДД регистрировали "салонные" автомобили отдельно от общей очереди. Автосалоны, как богатые организации, были заинтересованы в предоставлении максимального комплекса услуг своим клиентам.
- Безусловно, мы определенным образом лоббируем наши интересы в ГАИ, но это ни в коем случае не означает дачу взяток инспекторам, - сказали мне в одном из автосалонов Пресни. - Продажи в автосалонах Москвы растут, но это не значит, что наши клиенты могут переплачивать за ускоренный процесс регистрации. Между автодилерами жесточайшая конкуренция, каждая сотня долларов на счету (особенно в секторе отечественных авто и недорогих иномарок), поэтому мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы гаишники не брали "на лапу". Но после запрещения нам регистрировать, я в этом не сомневаюсь, каждый конкретный клиент, посмотрев, что творится в ГАИ, будет самостоятельно искать каналы для дачи взятки. Иными словами, эффект получился прямо противоположный заявленному.
В очереди в Волковом переулке это мнение активно подтвердили.
- "Крутые" даже не пригоняют свои "тачки", просто заходят через заднюю дверь и все решают прямо на наших глазах, - наперебой шумели мужики.
Инспектор одной из районных ГИБДД Москвы, просивший не называть его, прокомментировал создавшуюся ситуацию довольно равнодушно:
- ГАИ у нас известное пугало, на нас все шишки летят. Но по большому счету нам, сотрудникам, непосредственно работающим на регистрации, все равно - у нас как шел поток машин, так и идет, хоть лопни. Пока не будет увеличено количество пунктов регистрации, больше машин не сможем пропустить. Регистрация в салонах позволяла несколько разгрузить отделы. Я скажу, что с "салонными" машинами меньше всего возни. В последние годы московские автодилеры дорожат репутацией, поэтому машины от них в подавляющем большинстве "чистые". А с введением обязательного страхования проблем вообще не должно быть. Главная коррупция - как раз с регистрацией дорогих подержанных иномарок, которые никогда не будут пропускать через салон. Так что в этом плане Борис Грызлов абсолютно прав - не нужно создавать людям искусственных препятствий.
Экспертные оценки тоже полностью совпадают с мнением офицера - число салонных продаж в Москве и в целом по стране растет. Кстати говоря, это касается прежде всего отечественных марок. Гаишники, в свою очередь, не устают жаловаться на нехватку средств, таким образом, конструктивное сотрудничество с салонами отвечает интересам обеих сторон.
"Милиция должна превратиться из надзирателя в организацию, которая защищает человека. Чтобы люди увидели в милиции не какую-то враждебную силу, порождающую для них проблемы, а союзницу", - цитируют многие информагентства слова Бориса Грызлова. Что ж, будем надеяться, что уже в ближайшие дни ГИБДД отменит свое постановление и, взяв под козырек, превратится в нашу союзницу.