АНДРЕЙ КОКОШИН: РОССИЯ ЗАЩИТИТ СВОИХ ГРАЖДАН

Как мы сообщали, журналисты "Труда" встретились с председателем Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, бывшим секретарем Совета безопасности РФ, деканом факультета мировой политики МГУим. Ломоносова Андреем КОКОШИНЫМ.

- Андрей Афанасьевич, ваш комитет занимается проблемами СНГ, а между тем в ходу мнение, что структура постепенно умирает. Насколько Содружество жизнеспособно? Есть ли у него будущее?
- Давайте оставим такого рода суждения на совести этих политологов. Да, немало разочарований 90-е годы принесли тем, кто надеялся, что СНГ будет главным организатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Много ошибок было сделано в деятельности Содружества, в том числе со стороны России. Но в пределах СНГ возникли и новые организации, такие, например, как ЕврАзЭС, ОДКБ, а недавно и Соглашение по Единому экономическому пространству. ЕврАзЭС и ОДКБ сейчас развиваются динамичнее, чем собственно СНГ. Очень значительный потенциал у ЕЭП. Большинство государственных деятелей и политиков стран СНГ считают, что и Содружество должно быть сохранено. И я считаю, что они полностью правы. Это объединение помогает действовать в общих интересах всех входящих в него стран, обеспечивает те компоненты социокультурного единства наших стран и народов, которые формировались столетиями. Колесо истории может провернуться так, что СНГ будет гораздо больше востребовано.
В 1990 годы, в период упадка своего экономического, политического и военного влияния, Россия не смогла, к сожалению, стать локомотивом восстановления экономики СНГ, значительно снизилась ее политическая активность в странах. Это был и период упадка нашей военной мощи. Много сил, внимания отнимал у государства "чеченский вопрос". Кроме того, усилились центробежные процессы в СНГ, активно стимулируемые извне. Важную роль сыграли также и настроения значительной части российской политической элиты, считавшей, что страны СНГ "никуда не денутся от России". И в результате страны Содружества стали развивать связи с другими государствами, часто в ущерб интересам не только России, но и других стран СНГ, в том числе и своим собственным.
- А что же позволяет рассчитывать на сохранение тяготения бывших советских республик к России?
- Без целенаправленных, глубоко продуманных усилий, без полномасштабного учета интересов наших соседей и партнеров из числа стран СНГ наше влияние на постсоветском пространстве нам не сохранить.
Необходимо приложить огромные усилия для того, чтобы компенсировать потери и утраты 1990-х годов. Об этом недавно рельефно говорил Владимир Путин на совещании послов в российском МИДе. На этом пространстве нас активно пытаются оттеснить другие страны, другие интеграционные образования - в экономической, политической и культурной сферах, в области обеспечения обороны и безопасности.
История Советского Союза, который возник на территории бывшей Российской империи, такова, что мощный культурно-цивилизационный импульс, который был задан нашей страной в национальных республиках, продолжает действовать и сегодня. Надо только его осознанно использовать и противодействовать тем силам, которые стремятся ослабить этот потенциал.
- Вы несколько раз в последнее время побывали в Украине, общаясь с украинской политической и деловой элитой. Поделитесь впечатлением: какое воздействие оказывает Запад на Украину?
- Особенно сильный, беспрецедентный нажим со стороны различных политических сил Запада сейчас оказывается именно на Украину. Украинцам при этом заявляют, что лет 10 - 12 им "не светит" вступление в ЕС, но в этот период они ни в коем случае не должны вступать в ЕЭП и вообще им не стоит развивать интеграционные процессы с Россией и другими странами СНГ. При этом многочисленные эмиссары с Запада "учат" Украину правилам развития демократии, построения рыночной экономики. Аналогичную деятельность мы наблюдаем и в отношении других государств СНГ.
- Как вы расцениваете недавние изменения в военной доктрине Украины, из которой в соответствии с указом президента Кучмы исключен тезис о подготовке Украины к вступлению в НАТО?
- Такие коррекции отражают доминирующие массовые общественные настроения в Украине, особенно на востоке и в центре страны. Взгляд определенной части политической и деловой элиты Украины становится более трезвым и реалистичным в отношении политики Запада; у наших украинских коллег в целом наблюдается сегодня меньше "евро-атлантического романтизма". В целом такие поправки способствуют выравниванию положения Украины в мировой политике, обеспечению ее реального суверенитета.
- Что конкретно может дать России, Украине, Казахстану и Белоруссии формирование ЕЭП?
- Создание ЕЭП дает возможность выжить высокотехнологическим отраслям промышленности всех четырех стран, прежде всего авиационной и ракетно-космической, увеличить число рабочих мест в этих и других сферах. Создание ЕЭП поможет России и Казахстану отойти от экономики, чрезмерно зависящей от экспорта сырья. Наличие ЕЭП позволит всем ее участникам добиваться и более благоприятных условий для вступления в ВТО.
По расчетам ряда российских экономистов и их коллег из Казахстана, членство в ЕЭП даст дополнительно как минимум полтора процента роста ВВП каждой из стран "четверки". Причем с высокой степенью вероятности это будут устойчивые темпы роста, что особенно важно на фоне того, что ЕС никак не может выйти снова на устойчивый экономический рост.
Украина пока отстаивает идею разноуровневого участия стран в создании Единого экономического пространства. Остальные члены будущего союза (Россия, Казахстан и особенно Белоруссии) выступают за синхронное прохождение всех этапов, т.е. одновременное движение в интеграционном направлении.
- У России есть весьма острые моменты в отношениях с некоторыми странами СНГ. Крайне обострено положение в Грузии из-за ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. Как вы оцениваете обстановку в свете последнего заявления Саакашвили и того, что вас обстреляли с грузинской стороны в Южной Осетии во время поездки российской делегации?
- В Тбилиси явно есть "партия войны", которая регулярно пытается обострить обстановку, действуя на грани острого конфликта, на грани выхода за правовое поле. Попытки силового решения, о которых мы все чаще слышим, контрпродуктивны и крайне опасны. При этом я имею в виду не только прямое применение военной силы, но и использование политико-силовых технологий, опробованных в ходе аджарских событий. Они нанесут огромный ущерб самой Грузии, негативно скажутся на стабильности региона в целом. Регулярно осуществляются попытки, инспирируемые "партией войны" в Тбилиси, вызвать такие действия с южноосетинской стороны, со стороны российских миротворцев, чтобы их потом можно было обвинить в развязывании конфликта. Но со стороны и тех и других проявляется высокая степень выдержки, мужества.
- Как вы относитесь к призывам грузинского руководства оказать давление на Россию по этим вопросам?
- Обращения грузинского руководства к западным странам с просьбой оказать давление на нас вызывают как минимум удивление. Где в последнее время вмешательство западных стран приносило мир и стабильность? В Косово, где вот-вот возникнет вопрос о его юридическом отделении от Сербии? В Молдавии, где усилиями Запада в прошлом году был разрушен уже практически созданный благодаря усилиям России механизм решения сложнейшей приднестровской проблемы? Про иракскую ситуацию и вовсе говорить нечего.
- Руководители Южной Осетии и Абхазии заявляют о том, что 80 - 90 процентов их жителей имеют российское гражданство. В нашем МИДе это не опровергают, но и не подтверждают. Действительно у них российское гражданство, или, может быть, какое-то двойное или оставшееся от СССР? А если российское, то ведь мы обязаны защищать своих граждан?
- Я бы подчеркнул, что нам дороги судьба, благополучие каждого гражданина, не говоря уже о таких ситуациях, как эта, когда речь идет о многих десятках тысяч российских граждан, которые имеют право на полномасштабную защиту с нашей стороны. Дума не раз делала официальное представление грузинской стороне о том, что речь идет не просто об избежании кровопролития, что, конечно, исключительно важно само по себе, но и о благополучии, жизни, имуществе российских граждан. Наша страна в соответствии со своей собственной Конституцией и международным правом имеет достаточно оснований защищать интересы своих граждан всеми доступными ей средствами. Пример в этом подают те государства, которые считают себя наиболее демократическими, наиболее заботящимися о правах человека.
Многие влиятельные государства, которые реально являются нашими стратегическими партнерами, отнеслись бы к этому с полным пониманием. Но Россия делает все возможное для того, чтобы сила при решении обострившегося в результате действий Тбилиси конфликта не применялась.
В мире реальной политики многое зависит и от того, как поведет себя официальный Тбилиси. Он может так обострить ситуацию, что сам поставит де-факто под угрозу целостность республики. После того, что произошло в Аджарии, некоторые грузинские деятели стремятся к тому, чтобы в кратчайшие сроки решить и южноосетинский и абхазский вопросы. Но есть и те, кто осознает, что решение этих двух проблем - длительный процесс, что он зависит от подлинно дружеских отношений с Россией, а не только от таких деклараций, которые к тому же тут же перекрываются заявлениями прямо противоположного содержания.
- Как вы оцениваете отношения России и Белоруссии? Удастся ли все же построить Союзное государство?
- После избрания новой Думы мы значительно интенсифицировали связи с Белоруссией, провели три заседания Парламентского собрания Союзного государства. Работа с белорусскими парламентариями в Парламентском собрании Союзного государства - один из важнейших приоритетов. Изначально было сделано несколько ошибок в процессе формирования Союза. Но все равно фактически интеграционные процессы развивались и развиваются по целому ряду направлений: в военной сфере, в вопросах безопасности, в промышленно-экономических проектах, в области высоких технологий. Как считают многие авторитетные эксперты, унификация экономических систем России и Белоруссии, предполагающая адаптацию белорусской экономики к жестким рыночным "правилам игры", требует широкого доступа Белоруссии к "ресурсам поддержки" - прежде всего со стороны России. Для создания Единого экономического пространства в рамках Союзного государства РФ и РБ на основе унификации экономических систем России и Белоруссии необходим определенный период времени. Сейчас процесс объединения благодаря усилиям Путина и не без участия российской Госдумы, ее руководства активизировался. Заработало активнее Парламентское собрание Союзного государства, которое возглавил председатель Госдумы Борис Грызлов. Уверен, Союзное государство мы построим. Если не сделаем этого, нам потомки не простят.
Подготовили