- Вы знаете, "Анна Каренина" - это довольно далекая перспектива, - отвечает Борис Яковлевич. - Сегодня, мне кажется, интереснее рассказать о нашей работе, которую только что увидели зрители Нью-Йорка, а в России ее пока не знает никто - имею в виду балет "Мусагет", посвященный 100-летию великого хореографа ХХ века Джорджа Баланчина.
- Это ваш "ответ" на спектакль "Аполлон Мусагет", когда-то поставленный Баланчиным на музыку Стравинского в дягилевской антрепризе?
- Можно считать и так. Дело в том, что тот спектакль до сих пор идет в Нью-Йорке, но сейчас называется просто "Аполлон". Там убрали из названия второе слово, хотя оно, на мой взгляд, очень важно: Мусагет - значит предводитель муз. Баланчин и был таким предводителем муз - в самом общем смысле, как творец, и более конкретно - как наставник балерин, которые окружали его всю жизнь. Он, кстати, любил называть их своими музами, поскольку вдохновлялся от них и сам вдохновлял.
- Мой спектакль, - продолжил Б.Эйфман, - принципиально новая постановка, и не на музыку Стравинского, а на сделанный мною монтаж произведений Баха и Чайковского. Работа выполнена на стыке двух эстетик. Во-первых, это театр Баланчина, где главная задача - зримое выражение внутренней структуры музыки через танец. Во-вторых - опыт моего театра в области балетной психодрамы. Такое соединение "чистого" танца-музыки и "психологического" танца-драмы дало совершенно новый результат, показав, что возможности обеих традиций далеко не исчерпаны.
- Нью-йоркская критика не щипала вас, подобно российской, за "излишний психологизм", "литературность", "самоповторение"?
- Нет, тамошние специалисты, насколько я понял, дали спектаклю высокую оценку. Что же до наших критиков, то они в последнее время почему-то разлюбили если не искусство, то уж точно тех, кто его делает, - творцов. О нас пишут в тоне, который я бы даже не назвал резким, это какая-то гадливая брань. Поймите меня правильно, серьезная критика всегда нелицеприятна, но при этом обязательно основана на уважительном отношении к труду артистов. Брань же не способна принести пользу. Наоборот - она вредна и страшна тем, что укрепляет в обществе презрительное отношение к людям творчества.
- Несколько лет назад в интервью нашей газете вы жаловались, что у Театра Бориса Эйфмана нет своего здания...
- С тех пор положение только ухудшилось. Буду справедлив: губернатор Валентина Матвиенко по-доброму относится к нашему театру, но у нее и так достаточно забот. А вот те люди, которым поручено руководить культурой города, похоже, совершенно равнодушны к судьбе коллектива, уже на протяжении 27 лет достойно представляющего в мире современное балетное искусство России. Спасибо, в расписании консерватории нашлись два дня, 2 и 3 октября, когда мы сможем показать премьеру "Мусагета" петербургской публике. Это для меня, кстати, символично и важно - ведь и Баланчин воспитанник консерватории, и я ее выпускник. Но что будет, когда встанет на ремонт Мариинка, предоставлявшая нам время от времени помещение?
- Помните, Владимир Спиваков в похожей ситуации просто увез свой знаменитый оркестр "Виртуозы Москвы" за границу...
- Мне бы этого не хотелось.