10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАДОЛГО ЛИ ВЕРНУЛСЯ "СВЯТОЙ ЛУКА"?

Сергей БИРЮКОВ
Статья «НАДОЛГО ЛИ ВЕРНУЛСЯ "СВЯТОЙ ЛУКА"?»
из номера 147 за 12 Августа 2006г.
Опубликовано 01:01 12 Августа 2006г.
Как обстоят дела с сохранностью мировых художественных ценностей в главном московском их хранилище - Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина? Его директор Ирина Антонова честно призналась корреспонденту "Труда", что и здесь, как и в Эрмитаже, случались сенсационные кражи.

Две картины пропали давно, в 30-е годы, одна - "Святой Лука" Франца Хальса - в более близкие к нам 70-е, что даже послужило сюжетом для известного советского детективного фильма. Кстати, тогда преступником тоже оказался сотрудник музея - реставратор. Он имел широкие права доступа в здание, в том числе в выходные дни, в один из которых и совершил злодеяние. К счастью, полотно нашли, а горе-ценитель прекрасного получил десять лет. Между прочим, взяли его в музей не с улицы, а по рекомендации известнейшего искусствоведа, главного хранителя Музея имени Пушкина Андрея Губера, который хорошо знал всю семью этого молодого человека. Вот пример того, что даже самое солидное поручительство - отнюдь не стопроцентная гарантия удачного выбора сотрудника: Андрей Александрович был великолепным знатоком искусства, но червоточинки в душе юноши не заметил...
С тех пор большие беды музей обходили. В кристальной честности всех нынешних членов коллектива Ирина Антонова совершенно уверена. Если речь о хранителях или тех же реставраторах, то это не просто специалисты с вузовским образованием. Они должны достаточно длительное время проработать в музее, чтобы получить непосредственный доступ к художественным ценностям. Есть, правда, и чисто технический персонал - электрики, слесари... Но те всегда работают в присутствии охраны и искусствоведов-хранителей, даже если надо произвести простую замену лампочки.
И все же Ирина Александровна считает ситуацию далекой от идеала. Обратилась к сотрудниками с просьбой, чтобы написали свои предложения по укреплению внутримузейной дисциплины. Не исключает даже, что кто-то предложит ввести и детектор лжи при найме на работу. Может, тогда виднее будут червоточинки, которые когда-то не распознал в сотруднике Губер, а нынче, в Эрмитаже, другой музейщик - Михаил Пиотровский. (Кстати, Антонова убеждена, что не правы те, кто с пеной у рта требует во что бы то ни стало убрать Пиотровского. Да, можно и нужно вести речь о степени его ответственности и соответствующем наказании, но разбрасываться специалистами такого уровня нельзя. Что ж, мнения на сей счет противоположны.)
Главный порок, однако, коренится не в субъективных, а в вполне объективных, материальных обстоятельствах: в художественных сокровищницах страны (в том числе в Пушкинском музее) нет нужных условий для хранения уникальных произведений.
Площади запасников во много раз меньше требуемых. Так, Пушкинский (бывший Музей изящных искусств) строился 100 лет назад в расчете на 9 тысяч предметов, а сейчас их 700 тысяч! Правда, время от времени ГМИИ получал небольшие дополнительные хранилища - например, в церкви Святого Антипия (еще в 60-е годы, через Моссовет). Однако с возрождением православия это здание музей, понятное дело, отдал. Историческая справедливость восторжествовала, но что делать с 18 тысячами хранившихся там экспонатов? Пушкинцам предоставили полуразвалившееся здание бывшего Дворянского собрания, но его еще надо отремонтировать и переоборудовать...
А пока тысячи экспонатов кочуют с одного временного пристанища на другое. Это крайне затрудняет их инспектирование, которое музей должен проводить постоянно, да и кто может поручиться, что при очередном авральном переселении не случится-таки роковой пропажи? Поразительнее всего, что нынешние государственные органы это, кажется, мало беспокоит. Так, Ирину Александровну изумила позиция главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, заявившего на днях, что, хотя музеям страны не хватает 9 миллиардов рублей на обустройство хранилищ, нынче эти деньги просить из бюджета... безнравственно. Тратить 17 миллиардов на ремонт Большого театра - это, по Швыдкому, нормально, а вот вдвое меньшую сумму на создание условий для того, чтобы шедевры Рембрандта, Рубенса, Моне и других великих мастеров сохранились как народное достояние, почему-то недопустимо. Это в нашей-то стране, получающей многие миллиарды нефтедолларов, которых бы с лихвой хватило и на ГАБТ, и на все музеи, а также архивы и библиотеки, задыхающиеся в тесноте и безденежье. Наверное, Михаил Ефимович рассчитывает, что такое его "бессребреничество" будет высоко оценено в правительстве. Но итогом подобной "экономии" могут стать массовые утраты культурных ценностей, по сравнению с которыми нынешняя эрмитажная покажется легким булавочным уколом.
А КАК У НИХ?
Ежегодно во Франции происходит от шести до семи тысяч краж предметов искусства. Конечно, их львиная доля приходится на частные коллекции, места культа, но и музеи страны не могут похвастаться 100-процентной безопасностью. Даже знаменитый Лувр время от времени навещают профессиональные воры, как это случилось, к примеру, в 1998 году, когда там было похищено полотно Коро "Севрская дорога". Не так давно оттуда же исчезли два подсвечника XVIII века.
И тем не менее подобные случаи для Лувра, который снабжен сверхсовременной охранной системой, носят исключительный характер. Тем более если учесть, что несколько лет назад, как мне сообщила сотрудница Лувра Вероника Петижан, запасники этого музея были выведены за пределы Парижа и находятся сейчас в специально оборудованном хранилище. Кстати, так же поступили и другие крупнейшие столичные музеи.
Во Франции по инициативе счетной палаты вот уже десятый год проходит музейная инвентаризация. Проверка еще не закончена, но из 80 тысяч предметов хранения к настоящему моменту уже обнаружена пропажа 10 тысяч. В результате было открыто около 200 уголовных дел, результаты которых могут привести к громким скандалам в самом недалеком будущем.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников