Черный фартук по кофе

Почему сотрудники сети кофеен Starbucks с легкостью могут получить место у конкурентов, но уходить не спешат

Корреспондент «Труда» провела день в кофейне и узнала, какие у официантов зарплаты, как их учат разбираться в кофе и почему этих работников постоянно пытаются переманить.

Две недели обучения, и вы — новый бариста (специалист по приготовлению кофе) сети кофеен Starbucks. Первая неделя — теория: надо запомнить, что кофе арабика растет на высоте от 1500 метров и что сорт суматра лучше сочетается с сырами, а не сладостями.

На второй неделе — практика в кофейне, чтобы отработать до автоматизма все необходимые навыки и закрепить знания о рецептуре и правилах приготовления напитков: сколько порций эспрессо добавлять в латте размера толл, что сначала добавить — вспененное молоко или порцию эспрессо — в карамель маккиато.

Когда заканчивается трехмесячный испытательный срок, сотрудники полностью соответствуют всем требованиям и получают 20-процентную скидку на всю продукцию кофейни. Стандартный курс обучения проходят все, даже управляющие кофейни и менеджеры офиса.

Управляющими становятся не только те, кто сам был бариста в Starbucks. Людей, имеющих опыт работы в других кафе, тоже принимают, рассказывает менеджер по персоналу сети Наталья Устинова.

Друг друга бариста зовут «партнерами» — с ударением на первую А.

Зарплатами здесь довольны: 115 рублей в час (чаевых не предусмотрено), три перерыва за смену, причем самый длинный, получасовой, оплачивается, плюс три бесплатных напитка в день, плюс доплата 75 рублей в день на питание и медицинская страховка для тех, кто проработал больше года.

Кофейне, получившей выручку больше запланированного, — бонус, который распределяется между всеми сотрудниками заведения.

У них подход к делу правильный

Так говорят о сотрудниках сети кофеен опрошенные «Трудом» работодатели и рекрутеры.

По словам ведущего консультанта кадрового агентства Penny Lane Personnel Анастасии Селиванчик, у тех, кто поработал в Starbucks, есть четкое понимание того, как надо организовывать дело: «Для работодателя соискатель со строчкой в резюме „Starbucks“ привлекателен опытом работы в международной компании, структурированным подходом к работе, умением четко ставить и решать задачи».

Тех, кто работал в кофейнях простыми бариста, легко возьмут управляющими в другие сети. Тех, кто управлял в Starbucks, часто приглашают на топ-должности в другие сети.

Как правило, зовут в кофейни и рестораны, часто поступают предложения от торговых сетей и компаний.

У всех кофейные паспорта

Каждому новому бариста — «партнеру» — выдают кофейный паспорт. Это небольшая книжка, которую заполняют, когда дегустируют кофе.

На левой половине, где написаны характеристики этого сорта, наклеивается марка, а справа бариста пишут свои впечатления от напитка.

Напротив сорта Breakfast Blend написано: «9.06 — очень легкий, „утренний“ кофе, немного напоминает морс». На следующей странице — три записи в ряд за разные даты: «чувствуется терпкий вкус шоколада», «бархатистая текстура», «нотки сухофруктов».

Из балерин — в бариста

В Starbucks попадают по-разному. Управляющая кофейней на улице Правды Катя была балериной, старшая смены Наташа решила сменить профессию офис-менеджера на что-то поживее и пообщительнее. Новенький «партнер» Игорь пришел по совету подруги, еще один старший смены — будущий дизайнер интерьеров Володя Сорокин — сначала год был завсегдатаем кофейни на Арбате, а потом решил не только тратить деньги на любимый кофе, но и зарабатывать на нем. И пришел на собеседование, оно проходило как раз в кофейне на Арбате.

— Меня на собеседовании спросили: «Представь, в кофейне только ты и Вася, и тут приходит огромная машина с молоком. А у тебя очередь за напитками. Что будешь делать?» Как что, отвечаю, разгружать будем, а правильный ответ был, что самое главное, — обслужить гостей. А когда управляющий, проводивший собеседование, узнал, что я учусь на дизайнера, сказал: «Наверное, будешь не только имя клиента, но и цветочки на каждом стакане рисовать». Я и правда рисую, когда позволяет время.

Катя, которая сейчас управляет кафе на Савеловской, вообще была уверена, что ее не возьмут: «Я два года к тому времени в декрете была, в голове — кашки, супчики».

За кассой стоят все наравне: то, что Катя управляющая и кофе-мастер (звание, которые дается после дополнительного курса семинаров), можно понять только по ее черному фартуку — если знать, что означает черный фартук. Статуснее лишь коричневый фартук, но его носит только один человек — кофе-амбассадор Роман Мануйлов. Он работает в кофейне в «МДМ-Палас» и каждое воскресенье проводит кофе-семинары.

Больше внимания

- Для меня самым сложным было поначалу готовить напитки, не ошибаться в рецептуре. И страшно было подойти к посетителям, боялся, что скажу что-нибудь, а обо мне не так подумают.

Максим Миронов – сирота: отца он никогда не видел, мать умерла, когда ему было 15. Он попал в Starbucks благодаря совместной социальной программе с Partners in Hope - это организация, которая в том числе помогает выпускникам интернатов устроиться на работу. Сейчас таких бариста в сети кофеен работает пять, им подбирают на первых порах самых внимательных и заботливых управляющих, - этим ребятам труднее адаптироваться к работе с людьми.

До того, как стать бариста, Максим работал курьером. Он хотел зарабатывать больше и стал искать другую работу. Сначала Максим обошел спортивные магазины, пробовал устроиться продавцом-консультантом: не брали. Вероятно, потому, что он стеснялся общаться с новыми людьми – частая проблема тех, кто рос не дома. Когда появилась возможность работать вStarbucks, заинтересовался: он как-то раз был в кофейне, понравился кофе, десерты и домашняя атмосфера. Максим учился дольше других – сначала у него было что-то вроде курса адаптации и только затем – обычные тренинги, которые проходят все «партнеры» в сети кофеен. 

«Сначала было тяжело – я долго осваивал все, дольше других, - вспоминает он. - Меня подтягивали. Прошло время и теперь стало легко!»

Этим летом Максим поступил в физкультурный институт и теперь будет учиться на фитнес-тренера. Гибкий график работы позволяет и работать, и учиться  - то, что надо
 

Работа за карточки

Во внутреннем помещении кофейни к стене прикреплен зеленый фартук с маленькими, размером под визитку карманами.

На них имена «партнеров». Сюда вкладывают карточки, которые каждый «партнер» может вручить другому — за то, что помог или вообще веселил в течение смены.

Это ежедневная моральная поддержка и шанс подняться по карьерной лестнице.

Условия труда

Источник: данные компании