22 августа 2017г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.04   € 69.59
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Раритеты Большого театра в версии 3D

Уникальности экспонатов соответствовала и уникальность технологии съемки. Фото: Надия Хайрутдинова. Предоставлены Музеем Большого театра
Виктория Пешкова
Опубликовано 19:10 12 Августа 2017г.

Уникальными костюмами можно будет любоваться на специальных экранах в фойе театра


70 уникальных костюмов из фондов музея Большого театра отныне существуют и в 3D копиях. Бесценными экспонатами, редко покидавшими музейные хранилища и не всегда доступными даже для специалистов, можно будет любоваться на специальных экранах в фойе прославленного театра.

Контора Императорских театров, в число которых входил и Большой театр, начала собирать архив еще в первой половине XIX столетия, правда, тогда речь шла, в основном, об афишах и программах спектаклей. Театральные костюмы, остававшиеся от снятых с репертуара постановок, просто пылились в костюмерных и по мере необходимости использовались в новых спектаклях: артистов, исполнявших второстепенные роли, а также хор, миманс и кордебалет одевали, как сейчас говорят, «из подбора». Шить костюмы на заказ специально к очередной премьере могли себе позволить только звёзды первой величины.

Музей Большого был создан в 1918 году по инициативе Управления государственными академическими театрами, принявшего эстафету от своих «императорских» предшественников. Туда стекалось все — рукописи, фотографии, чертежи, макеты спектаклей, предметы бутафории, эскизы декораций и костюмов, и, конечно же, сами костюмы и личные вещи корифеев оперной и балетной сцены. Сегодня его фонды насчитывают более 200 тысяч единиц хранения, в том числе около трех тысяч костюмов.

— В нашей коллекции собраны костюмы начиная от XVIII века и вплоть до современных постановок, уже снятых с репертуара, но в основном охватывают эпоху XX века, — рассказывает Анастасия Белевич, хранитель фонда костюмов Музея Большого театра. — Все они хранятся в специальных помещениях с особым температурно-влажностным режимом: 55% влажности плюс-минус 5% и 18 С° — только так можно уберечь костюмы от пересыхания и изнашивания материалов, от образования плесени на старых поверхностях. Костюмы хранятся каждый в индивидуальном чехле на вешалках либо в горизонтальном положении на закрытых стеллажах, в зависимости от степени сохранности и рекомендаций реставраторов.

Традиция устраивать выставки в фойе Исторического здания Большого театра берет начало в 1921 году, и костюмы великих певцов и балерин, безусловно, самая зрелищная часть экспозиции. Выставляется обычно от 10 до 50 костюмов — малая часть уникального собрания. К сожалению, не все, что с радостью увидели бы зрители, может быть выставлено — театральные костюмы эксплуатируются в очень жестких условиях и, соответственно, довольно быстро стареют и разрушаются. Во имя сохранности к некоторым экспонатам приходилось ограничивать доступ даже специалистам — историкам и искусствоведам.

На помощь музейщикам пришли современные технологии — Большой театр совместно с корпорацией «Элар» завершили оцифровку наиболее ценных экспонатов из фондов музея. — Мы отобрали 70 костюмов, наиболее интересных с исторической, технологической и художественной точки зрения, — делится подробностями Анастасия Белевич, — в первую очередь те, что невозможно экспонировать из-за чрезмерной хрупкости и плохой сохранности. Наше собрание пережило революцию и лишь в 1918 году, когда был сформирован музей, было взято под охрану. Затем годы войны и эвакуация. Ясное дело, что условия хранения были не всегда надлежащие. Особую ценность представляют, в частности, камзолы, появившиеся в театре, после пожара 1853 года, уничтожившего его практически дотла. Руководство театра обратилось тогда к общественности с просьбой пожертвовать одежды, какие не жалко. Так к нам попали подлинные исторические камзолы второй половины XVIII века, вышедшие к тому времени из моды.

Кроме того, интерес к костюму всегда привлекает личность его обладателя. Скажем, принадлежавший Ф.И. Шаляпину бухарский халат, на подкладке которого стоит автограф артиста. Как говорят специалисты, это уникальное изделие с золотым шитьем, исполненное в мастерских при дворе эмира Бухарского. Каким образом вещь попала к Федору Ивановичу, неизвестно, но такого рода подарки делались только высокопоставленным особам в качестве дипломатических даров или по личному изволению эмира. Для оцифровки также были предоставлены костюмы Леонида Собинова, Галины Улановой, Ивана Козловского, Майи Плисецкой, Натальи Бессмертновой и многих других выдающихся артистов. 3D-ролики с электронными изображениями будут демонстрироваться во время интерактивных выставок на большеформатных мониторах.

О том, как бесценные экспонаты обрели новую виртуальную жизнь, корреспонденту «Труда» рассказал Евгений Мокеев, заместителя руководителя департамента по работе с музеями корпорации «Элар»:

— Первый проект оцифровки сценических костюмов, тоже для Музея Большого театра, корпорация «Элар» реализовала в 2011 году. Тогда, к примеру, были оцифрованы предметы гардероба знаменитого оперного тенора Леонида Собинова, сшитые в Италии и России по эскизам великих художников Льва Бакста, Константина Коровина, Луиджи Сапелли, Модеста Дурнова.

Технически процесс оцифровки костюмов спроектирован в самой корпорации «Элар», то есть нашей, уникальной является сама технология создания цифровых копий объемных музейных предметов, абсолютно безопасная для них. Экспонат при съемке устанавливался на поворотную платформу. Фотокамера по заранее заданным параметрам делала до 360 кадров, а затем снимки монтировались в единый ролик. Время работы с одним экспонатом, от его фотографирования до получения готового ролика, составляет 2,5-3 часа.

Оцифровкой театральных костюмов Большой театр не ограничился. Больше года идет «перевод в цифру» старинных рукописей и афиш из собрания музея. Время по-прежнему безжалостно к раритетам, но человек в состоянии дать им вторую жизнь.


Loading...

Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?