РИСК - СЛАГАЕМОЕ ПРОФЕССИИ

Аккуратно сидящая форма, волосы до плеч, ослепительная улыбка - вот такая она, курсант

Аккуратно сидящая форма, волосы до плеч, ослепительная улыбка - вот такая она, курсант юридического института Минюста России Виктория Феоктистова. Имя соответствует характеру, потому что она всегда настроена на победу. Самарскую школу N 145 окончила с медалью. Экзамен в юридический институт, который в этом году открылся в городе, сдала играючи. А там были не только учебные дисциплины, проверялась и физическая подготовка.
Через пять лет Виктория, ее теперешние друзья и подруги, будут юристами с высшим образованием, лейтенантами внутренней службы, командирами взводов охранных рот или оперативными работниками в местах, не столь отдаленных. Среди осужденных будут грабители, насильники, убийцы...
- И все-таки это люди. Любить я их, конечно, не могу, но и ненавидеть - тоже... Мое отношение к осужденным будет определять только закон, - отвечает Виктория.
Чтобы руководствоваться законами, надо их знать. Вот почему 129 будущих сотрудников пенитенциарных учреждений, которые в августе этого года поступили на учебу в институт, станут в первую очередь юристами. Институт создали не на пустом месте - на базе местной школы милиции. Везде чувствуется военный порядок. У входа в здание и на этажах - специальные посты. Преподаватели в основном офицеры. Подъем у курсантов в 6 утра, каждый взвод выходит на построение, а затем - зарядка: пробежка три километра и упражнения. После завтрака - лекции. Личное время только вечером. Отбой в 22 часа. В субботу, когда курсанты идут в увольнение, на час позже. Этот режим для парней.
Девушки живут у родителей, если местные, а приезжие снимают квартиры. Для них общежития пока нет.
Кроме дневного, в институте имеется и заочное отделение. А среди курсантов не только будущие сотрудники ИУ, но и работники милиции. Начальник училища доктор юридических наук Александр Горожанин рассказывает:
- Мы не только готовим кадры для исправительных учреждений и МВД, но также решаем важную социальную задачу - даем возможность получить высшее образование молодым людям из небогатых семей.
Курсанты здесь на полном государственном обеспечении. Трехразовое питание, форма, учебники, компьютеры и прочая учебная техника - все бесплатно. Денежное довольствие - около 300 рублей - получает каждый, хотя в гражданских вузах троечникам не платят. Но и ответственность здесь иная. Каждый курсант подписывает на пять лет учебы контракт, в котором обязуется выполнять установленный в институте порядок. Если не оправдал доверия или сам решил бросить учебу - возмещай затраты. Но такие вряд ли найдутся.
- Мне здесь нравится, - говорит Владимир Кочкаров. - Первые дни было трудновато, теперь привык...
Чем же привлек институт ребят, как они представляют себе будущую работу? У Владимира Кочкарова отец многие годы был начальником СИЗО в Пятигорске. У Сергея Белова из Архангельска отец тоже "тюремщик". Но многие ребята не имеют таких отцов - их привлекла возможность получить высшее образование и романтика. Если она есть даже у блатарей, хоть и перевернута с ног на голову, почему же не быть у тех, кто работает с ними? Ребята знают, что служить придется не только в городах, но и в таежных краях. К трудностям готовятся, надо только подучиться и стать не просто хорошими юристами, но и психологами, чтобы уметь общаться с осужденными - для этого предусмотрен специальный курс. Как и армейские офицеры, выпускники будут в совершенстве владеть стрелковым оружием, водить машины, знать приемы самозащиты... С такой подготовкой не пропадешь даже в самых сложных ситуациях. Вот почему Виктория без бахвальства уверяет, что не испугается ни встречи с медведем в тайге, ни встречи с "медвежатником" где-нибудь на узкой дорожке...