ОТ СТУДЕНТА ДО АКАДЕМИКА

Правительство утвердило программу интеграции науки и высшей школы на 2002-2006 годы

Пропасть между академической и вузовской фундаментальной наукой, угрожающая интеллектуальному потенциалу страны, должна сократиться до минимума. Такова главная цель федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы", которую правительство собирается финансировать "исходя из возможностей бюджета". Премьер Михаил Касьянов на днях поставил свою подпись под соответствующим постановлением. Нобелевский лауреат Жорес Алферов уже ходатайствует о присвоении этой программе статуса президентской.
Пять лет назад бывший глава государства Борис Ельцин издал указ о разработке аналогичного проекта, рассчитанного до 2000 года. Идею непрерывного образования в цепочке "школа - вуз - докторантура" невозможно было воплотить без создания на базе университетов, академий и НИИ учебно-научных центров (УНЦ), где талантливые студенты могли бы вести исследования вместе с именитыми академиками и учеными, участвовать на равных с ними в конференциях и экспедициях. Были открыты 68 таких центров в Москве и Московской области, 19 - в Санкт-Петербурге, 11 - на Урале, 22 - в Сибири и 6 - на Дальнем Востоке.
До сих пор самая сильная сторона российского образования - естественные науки и математика. Большинство УНЦ (59) имеют именно такую направленность. Центров, занимающихся гуманитарными, медицинскими, социально-экономическими, педагогическими и сельскохозяйственными науками, - единицы. Тем не менее одной из проблем современного высшего образования является недостаточная проработанность некоторых теоретических вопросов, в частности, того, каким должно быть соотношение естественнонаучных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.
Для успешного функционирования учебно-научные центры должны обладать развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимое лабораторное оборудование. Большую роль играет информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что уровень этого обеспечения неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в стажировках и поездках на международные научные мероприятия. Пока неясно, какими будут "возможности бюджета", упомянутые премьером, но без должного финансирования программа интеграции наук обречена.