ПИКИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИКА?

В последний день минувшей недели президент Буш срочно созвал в Белом доме саммит местного

В последний день минувшей недели президент Буш срочно созвал в Белом доме саммит местного значения. В экстренном заседании, помимо вице-президента Ричарда Чейни и других высокопоставленных членов госадминистрации, участвовали руководители обеих палат конгресса. Причину аврала президент объяснил тем, что он "серьезно обеспокоен резким падением уровня занятости и намерен предпринять адекватные меры". Основания для тревоги у него были: после того как индекс безработицы четыре месяца стоял неподвижно, он вдруг подпрыгнул до самой высокой планки за последние четыре года. В абсолютных цифрах это означает, что из 141 миллиона американцев, нуждающихся в работе, 7 миллионов ее сейчас не имеют и никто не знает, когда они такую возможность получат. Особенно серьезные потери понесли производящие отрасли, где за минувший год исчезло более миллиона рабочих мест. Тут же отреагировала всегда нервная биржа: вместо ожидавшейся реанимации акций, "пикировавших" всю предыдущую неделю, произошло новое их падение. Три главных биржевых барометра - Dow Jones, NASDAQ и Standard and Poor, охватывающие основные компании, опять зарегистрировали "скачок вниз".
Рецепт, предлагаемый Бушем в дополнение к уже осуществляемому снижению налогов, состоит из трех "лекарств": принятие конгрессом "разумного бюджета" на следующий финансовый год (в США он начинается с октября месяца) без залезания в резерв, предусмотренный для социального обеспечения; снижение стоимости энергоресурсов; наделение президента полномочиями "толкача" внешней торговли. При этих условиях, по мнению Буша, ситуация в ближайшие месяцы выправится.
Тем временем налицо явное и достаточно серьезное падение покупательского спроса, на стабильность которого в последние месяцы, несмотря на сгущение экономических туч, опирались оптимисты. Америку, как принято считать, сделал автомобиль, поэтому показатели этой сферы - более надежный барометр, чем три вышеназванных биржевых. А он указывает отнюдь не на "ясно": все три кита автомобилестроения в августе понесли серьезные потери. Сбыт "Дженерал моторс" и "Форда" снизился на 8 процентов, а "Крайслера" - аж на 24 процента. Это убытки, исчисляемые миллиардами долларов. А отсюда и новые сокращения на автопредприятиях.