ПОМОГЛА ЗЕМЛЯКАМ ТЕРЕШКОВА

В связи с юбилеем Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, отметившего в прошлом году 250-летие, и приездом на праздничные торжества в Ярославль президента Владимира Путина, об этом коллективе вновь заговорили.

Любят у нас шумно отметить крупную дату театра, особенно не вникая, как же он, родимый, сумел дотянуть до нее, выжить в нынешних условиях. Вот и судьба первого русского театра могла сложиться печально, если бы не титанические усилия его директора, заслуженного артиста России Валерия Сергеева, бегающего по начальственным кабинетам и выпрашивающего Христа ради деньги на оформление новых спектаклей. Однажды ему в голову пришла светлая мысль: а что если попробовать обратиться к землячке, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, с просьбой помочь театру выехать за рубеж на гастроли, пока дома идет затянувший ремонт.
И что вы думаете? Валентина Владимировна не только приняла близко к сердцу бедственное положение наследников Федора Волкова, но также помогла им наладить связи с 45 центрами русской культуры в европейских странах. Туда теперь, начиная с 1998 года, они постоянно выезжают с лучшими спектаклями на собственном автобусе. Ярославцам рукоплескали Париж и Берлин, Хельсинки и Прага, а совсем скоро они отправятся в Китай. Марка первого русского театра с богатейшей биографией действует на зарубежных партнеров магически. В отличие от наших критиков они не кривятся, слыша о реалистической манере игры ярославских артистов, так как считают ее высшим пилотажем исполнительского мастерства на нашей сцене.
Волковцы многим обязаны Валентине Терешковой. Вот почему в день открытия гастролей на сцене Малого театра они вместе со зрителями принимали ее как самую дорогую гостью.
Все участники спектакля "Ревизор", впервые показанного в столице, настолько перенервничали накануне представления, что у некоторых артистов "сел" голос во время первого акта. Потом, слава Богу, все наладилось. Не мог справиться с волнением даже самый лучший, каких мне только приходилось видеть, исполнитель роли городничего Владимир Солопов - любимец мэтра отечественной режиссуры Фирса Шишигина.
Надо сказать, что после ухода Шишигина из жизни артисты никак не могли привыкнуть к другим главным режиссерам. Коллектив то и дело сотрясали скандалы, выходящие за стены исторического здания и докатывающиеся до Министерства культуры России, поскольку театр находится в федеральном подчинении. Все улеглось, когда театром стал руководить приглашенный из Москвы Владимир Боголепов. Без крика и шума, спокойно и разумно он начал с налаживания творческой дисциплины внутри коллектива. Непросто ему было очищать от ракушек днище застоявшегося театрального корабля... И в этом трудном деле, как ни странно, первыми помощниками стали старейшие мастера сцены: Владимир Солопов, Феликс Раздьяконов, Наталья Терентьева, Николай Кузьмин. Последний, кстати, 18 лет провел в ГУЛАГе, играл вместе с Георгием Жженовым в норильском театре для заключенных.
Поразительно современно сегодня звучит "Ревизор", поставленный Боголеповым. Кажется, он впитал в себя так много из ментальности русского народа, извивы его характера и души, которая так жаждет просвещения...
Нет, не зря Валентина Терешкова "пробила окно в Европу" своим талантливым землякам и вывела их на международную орбиту. А космос творчества и впрямь беспределен.