НАЖМЕМ НА ГАЗ

Тема далеко не новая. Листаю блокноты из своего журналистского архива. Вот июнь 1991 года, интервью тогдашнего главы Газпрома Виктора Черномырдина. "Во всем мире, - говорил Виктор Степанович, - стараются сберечь окружающую природу от вредных выбросов автомобилей, работающих на нефтяном топливе. И нам в этом важном деле негоже отставать..."

Да мы в общем-то и не отставали. В свое время СССР даже занимал лидирующее положение в мире по использованию газа на транспорте. И не только, кстати, на автомобильном, но и на железнодорожном, водном и даже воздушном. Но в последние годы мы стали гораздо меньше внимания уделять этому делу. В Европе, в Америке, да практически во всем мире специалисты ломают голову над тем, как, сохранив удобства автомобилей, уменьшить их пагубное влияние на живую природу.
Вектор практических действий склоняется главным образом к широкому использованию природного газа в качестве моторного топлива. Не зря наш век называют "эпохой метана". Отработанные газы двигателей, питающихся метаном (а именно он составляет основу природного газа), по вредным компонентам гораздо менее опасны, чем выхлопы бензиновых моторов. Это немаловажный факт, если учесть, что у нас в стране пагубные для здоровья выбросы в атмосферу от автотранспорта превышают ежегодно 12 миллионов тонн - 60 процентов общих объемов загрязнения воздуха. В промышленных городах этот показатель равен 70 и более, а в Москве - почти 90 процентам. При этом зоны экологической опасности простираются на десятки, а то и сотни километров от самих городов.
Правительства многих стран под давлением общественного мнения активизируют охрану чистого воздуха городов. В США еще в 1988 году был принят закон "Об альтернативных видах моторного топлива", который предусматривает использование метанола, этанола, природного газа "как достижение долгосрочной энергообеспеченности Соединенных Штатов, имеющее важное значение для национальной экономики и безопасности, благосостояния граждан, охраны окружающей среды..." Президент Билл Клинтон, подавая пример согражданам, въехал в Белый дом на "газовом" лимузине. А в апреле нынешнего года в Штатах принято новое налоговое законодательство, предусматривающее льготы для автовладельцев, чьи машины работают на "чистом" топливе.
Европейская экономическая комиссия ООН в декабре 2001 года приняла резолюцию, предусматривающую перевод к 2020 году на природный газ десяти процентов парка автотранспортных средств стран Европы (около 23,5 миллиона единиц), для заправки которых ежегодно потребуется 47 миллиардов кубометров газа.
Что касается России, то нам, как говорится, сам Бог велел "нажать на газ" - ведь наша страна обладает 32 процентами мировых запасов "голубого топлива". По нефти же картина далеко не столь оптимистична. Если недавно в России добывали 570 миллионов тонн "черного золота", то теперь - немногим больше 300 миллионов тонн. Так что газомоторному топливу, по убеждению аналитиков, альтернативы нет по крайней мере до середины, а то и до конца XXI века, когда, по некоторым научным прогнозам, появятся другие энергоносители, основанные на неископаемых возобновляемых источниках.
Об этом шла речь и на недавно прошедшем в центральном офисе Газпрома расширенном заседании правительственной комиссии по использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива.
- Если наша концепция будет одобрена правительством, ежегодная экономия нефтяных видов моторного топлива в России составит к 2020 году почти 2,3 миллиона тонн, значительно улучшится экологическая обстановка, - пояснил журналистам член правления Газпрома Богдан Будзуляк.
Реализовать концепцию предполагается в три этапа. На первом планируется увеличить парк "газовых" автомобилей до 35-40 тысяч (1 января 2006 года он должен составить
65 - 70 тысяч машин). Второй этап предусматривает дальнейшее развитие сети стационарных и мобильных газовых заправок, что позволит в 2006 - 2010 годах увеличить количество транспорта, работающего на экологически чистом топливе до 190-210 тысяч единиц. И, наконец, на заключительном этапе в 2011-2020 годах парк названных автомобилей будет доведен до одного миллиона, а число заправочных станций превысит тысячу.
Планы, как видим, солидные. Однако их практическое осуществление зависит отнюдь не от желания Газпрома или даже постановления правительства. Уже сейчас ясно, что не обойтись без принятия комплексных мер на государственном уровне. Прежде всего нужен соответствующий закон. В России он до сих пор не принят, хотя проект подготовлен давно. Одиннадцатая (!) редакция его, поддержанная заинтересованными ведомствами и всеми субъектами Российской Федерации, пройдя парламентские слушания, еще 20 октября 1999 года была единогласно принята Госдумой, а 11 ноября того же года законопроект "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" одобрил и Совет Федерации. Несмотря на это, 25 ноября 1999 года тогдашний президент Борис Ельцин проект закона отклонил. Не исключаю, что сделано это было под влиянием мощного нефтяного лобби.
Что ж, посмотрим, что будет предпринято на сей раз. Во всяком случае, на днях члены правительственной комиссии решили вновь обратиться в Госдуму с просьбой завершить работу над проектом названного федерального закона.
Председатель комиссии, бывший глава Газпрома Рем Вяхирев на пресс-конференции после заседания и осмотра выставки "газовой" автотехники высказался несколько скептически:
- Переход на газ - это для умных. Пока есть нефть, большинству людей трудно будет доказать преимущества газа...
Время покажет, так ли это.