03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШКОЛУ - ПОД ОПЕКУ ОБЩЕСТВА

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 12 Сентября 2002г.
Полуторачасовой телефонный диалог министра образования с читателями "Труда" начался с приятной новости. Житель Калуги Геннадий Харченко, воспитывающий 16 детей, сообщил о том, что одну из его дочерей, спортсменку и чемпионку Христину приняли этим летом в университет, причем не на общих основаниях, а как победительницу международных и всероссийских олимпиад. Произошло это событие отчасти благодаря предыдущей, июньской "Прямой линии" в "Труде", когда многодетный отец узнал непосредственно из министерских уст о положенных дочери льготах. Впрочем, другие звонки (телефон в течение всего отведенного времени не умолкал ни на секунду) несли менее благостную информацию, касаясь в основном болевых точек отечественного образования.

ПЛАТИТЕ, ИНАЧЕ БЫТЬ БЕДЕ
- Владимир Михайлович, здравствуйте! Говорит Игорь Михайлович Строев. В городе Ливны, где я живу, Орловский государственный технический университет создал свой филиал и там принимает студентов на дистанционную форму обучения исключительно на платной основе. Мне же положены военные льготы, и я хотел реализовать их именно в этом вузе, изучать юриспруденцию бесплатно. Имею ли на это право?
- Вузы открывают филиалы именно для того, чтобы зарабатывать деньги, поэтому в филиалах обучение, как правило, платное. Но при этом закон об образовании запрещает принимать студентов только на платной основе по четырем специальностям: экономика, юриспруденция, менеджмент и коммерция, здесь обязательно должны быть и бюджетные места. Обещаю вам разобраться, если Орловский государственный технический университет нарушает закон.
- Добрый день, беспокоит Нина Игнатьевна. Мои дети учатся в государственной школе. В прошлом году мы платили в "благотворительный фонд просвещения" довольно приличную сумму. Сейчас финансовая ситуация в семье изменилась, и уже нет возможности жертвовать деньги. Подскажите, как нам поступить?
- Вымогательство денег с родителей учащихся на любые школьные нужды, в любые фонды категорически запрещается. Это правило действует в масштабах всей страны. К сожалению, администрация многих школ допускает подобный произвол. На следующий год мы примем закон, по которому над каждой российской школой будет учрежден попечительский совет, в который будут входить не педагоги и даже не родители, а бывшие выпускники, местные органы власти, меценаты, работодатели - словом, общественность. И уже не папы с мамами, а эта самая общественность, ее лучшие представители, станет решать, где найти деньги, чтобы помочь школе. И будет сама контролировать, на что эти средства расходуются
- Алло, Татарстан на проводе. Я студент, учусь на четвертом курсе, оценки - "хорошо" и "отлично", участвую в научных конференциях, в том числе международных, не раз отмечался грамотами, дипломами. Беда лишь в том, что учусь на платной основе, и у меня сейчас долг. Можно ли как-то повлиять на руководство вуза, чтобы я как хороший студент меньше платил за учебу?
- Вы поступили в вуз на платной основе, у вас заключен с вузом договор о стоимости обучения, поэтому условия договора нужно выполнять. Вопрос о льготах или о снижении платы за учебу в компетенции только самого высшего учебного заведения. Я сам был ректором Российского университета дружбы народов, и студентам, проучившимся четыре семестра на "отлично", неважно, "платники" они или "бесплатники", российские ребята или иностранцы, мы снижали стоимость обучения.
- Меня зовут Виктор Васильевич Козлов. Моя племянница учится в Ставропольском художественном училище на бюджетной основе, но с нее все равно берут деньги - примерно две трети от той суммы, которую вносят студенты за платное обучение. Причем если на первом курсе брали по пять с половиной тысяч рублей, то за третий курс уже по восемь тысяч. Сам я юрист, пытался указать администрации училища на незаконность таких поборов со студентов-бюджетников, но все кончилось моральным террором по отношению к племяннице. Кто-то раньше тоже пытался "заострить тему", но поплатился за это исключением.
- Напишите, пожалуйста, письмо на мое имя в Министерство образования (Москва, улица Люсиновская, 51), а я, в свою очередь, свяжусь с Министерством культуры, и мы вместе разберемся с этим вопиющим фактом. Думаю, систематическим нарушением закона в училище заинтересуется и прокуратура. Если все, о чем вы рассказываете, подтвердится, вам будут возвращены деньги, которые незаконно взимала администрация учебного учреждения.
МАЛЫШЕЙ - ТОЛЬКО В ПЕРВУЮ СМЕНУ
- Я говорю с министром? Это вас из Оренбурга учителя беспокоят. Может ли школа решением педагогического совета оставить на повторный год обучения ученика 1-го класса, не усвоившего программу?
- Здесь могут быть два варианта. Во-первых, педсовет должен обсудить, есть ли возможность при переводе неуспевающего первоклассника во второй класс дополнительно с ним позаниматься, чтобы он ликвидировал пробелы в знаниях. Если такой возможности нет, то, переводя ученика во второй класс без знания алфавита, элементарного сложения, мы просто губим его, новой программы он не освоит. Поэтому педсовет может своим решением оставить ребенка на второй год.
- Уважаемый министр, говорит Виктор Захарович Нестеров. Мы с семьей только что переехали из Владимира в Москву, я устроился работать продавцом. Нашему сынишке 11 лет, на данное время у него нет регистрации - значит ли это, что его не примут в московскую школу?
- Если регистрации у ребенка нет, то вопрос устройства ребенка в школу в каждом отдельном случае решается по усмотрению органов власти субъектов Федерации. Советую вам обратиться в Московский комитет образования. А Министерство образования здесь помочь не может.
- Это Алла Ивановна из Ставропольского края. Звоню от группы родителей. У нас каждый год меняют школьную форму: для начальных классов она одна, для средних другая, для старших - третья. Денег на нее не напасешься... Но мы слышали, что форма вообще не обязательна. Правда ли это?
- Вопрос - быть или не быть форме - каждая школа решает сама, причем только в согласовании с родительским комитетом, а тот, конечно, опирается на мнение детей - ведь форму носить им, а не взрослым дядям и тетям. На государственном уровне решения об обязательности формы нет.
- Я сама - председатель школьного родительского комитета, но от меня ничего не зависит, все решает дирекция.
- Повторяю, директор школы не имеет права вводить единую форму без согласия родительского комитета, тем более - менять ее ежегодно.
- Владимир Михайлович, в какую смену должны учиться ученики начальной школы? Мы читали в документах, что только в первую?
- Закона о том, в какую именно смену идти младшим школьникам, не существует. Поскольку школа находится пока в ведении местных властей, то окончательное решение принимают они. Но Министерство образования и санитарные службы настоятельно рекомендуют в двухсменных школах обеспечивать занятия в первую смену прежде всего учащимся начальных классов. Мы разослали письма с этими рекомендациями во все регионы и готовы их продублировать в случае необходимости еще раз.
НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ УЧИТЕЛЬ
- Звонит вам из Оренбургской области учитель Куташова Людмила Ильинична. Есть ли закон, чтобы сокращать учителей, если они получают пенсию по выслуге лет? В школе, где я работаю, директор поступает именно так.
- У нас нет закона, согласно которому пенсия по выслуге лет является поводом для сокращения. Если в школе переизбыток кадров преподавателей и надо кого-то сократить, то для этого администрация должна выработать определенные критерии. Но ссылаться на несуществующий закон - это, извините, бессовестно...
- Здравствуйте, говорит Нина Федоровна Евсеева из Нижегородской области. Моя дочь окончила пединститут, но поневоле работает не по специальности. Всюду не хватает учителей, а у нас в провинции другая проблема - невостребованность выпускников педагогических вузов. Дело в том, что по закону об образовании администрация школы имеет очень большие полномочия, в частности, устанавливает структуру штатного расписания и сама имеет право на неограниченную нагрузку. Многие учителя работают на две ставки, а порой и на три. Получается, что даже в суде невозможно доказать свое право на работу. Скажите, будет ли изменен закон об образовании?
- Вы совершенно правы, Нина Федоровна, если мы хотим противостоять подобному волюнтаризму, то должны внести соответствующие поправки в закон. Сейчас администрация школы действительно диктует, кому и на сколько ставок работать, а от того, что педагоги ради более высокой зарплаты надрываются на нескольких ставках, качество их работы отнюдь не улучшается. Сейчас готовится проект закона о создании над каждой школой управляющего или попечительского совета, который будет заниматься многими вопросами, в том числе и контролем за качеством учебного процесса, качеством работы преподавателей. Необходимо, чтобы общество больше занималось проблемами школы, влияло на нее.
- Вас из Ставрополя беспокоят. Скажите, что мне делать - я проработала учителем литературы 23 года, но в настоящее время не могу устроиться по специальности.
- Ваш звонок уже не первый. Есть такая проблема в стране - переизбыток учителей. Пожалуй, только в Москве их не хватает, а в большинстве городов многим трудно найти работу, потому что пенсионеры не уходят из школы, так как пенсия маленькая. К сожалению, не в силах оказать вам конкретную помощь, могу лишь пожелать удачи в поисках достойного места.
КОГДА ОСТАЕТСЯ ОДИН УЧЕНИК, КЛАСС ЗАКРЫВАЮТ
- Алло, Москва? Ростовская область к вам обращается. У нас в Русско-Прохоровском хуторе 60 детей, но нет ни одной школы. Все наши ребята учатся в соседнем Звереве, которое в 5 километрах. Но вот беда - не на чем возить их туда.
- Даже если бы было 40 детей, власти Ростовской области должны обеспечить вас школьным транспортом. Знаю, что губернатор Чуб ежегодно выделяет на программу "Школьный автобус" немало средств. Я пометил себе в блокноте ваш адрес, буду говорить с руководством области. Но и вы не опускайте рук - обращайтесь к районным и региональным властям.
- Это министр образования? Звоню из Оренбургской области. Дочка должна пойти в шестой класс, а учиться ей негде - в селе больше шестиклассников нет, осталась только она одна. Класс закрыли. До ближайшего села, где есть школа, - 11 километров. Она у меня маленькая, как ей самой добираться? Машины у нас нет, сама я инвалид. Зимой в наших краях очень холодно, ветер с ног сбивает. Что делать, как быть?
- Если в других соседних деревнях есть такая же проблема, то можно собирать детей и автобусом каждый день подвозить всех в школу. Если же ваша девочка одна на всю округу, то вряд ли для нее выделят автобус. Единственный выход, на мой взгляд, - поместить ребенка в пятидневную школу-интернат. Советую вам по этому поводу обратиться в районное или областное управление образования. Другого пути я не вижу.
- Владимир Михайлович, скажите, распространяется ли программа "Школьный автобус" на Краснодарский край?
- Она распространяется на все регионы и связана с целым комплексом вопросов, потому что наличие автобусов - еще не решение проблемы. У нас дороги - сами знаете, какие. Пойдут дожди по Черноземью, развезет так, что и на тракторе не проедешь. Так что нужно прежде всего позаботиться о создании хороших дорог. Краснодарский край - относительно обеспеченный, поэтому ему реализовать программу "Школьный автобус" вполне по силам.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников