ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМПЕРАТОРА

- Эдвард Станиславович, прежде всего: почему вы решили написать книгу о Наполеоне? Причем вести

- Эдвард Станиславович, прежде всего: почему вы решили написать книгу о Наполеоне? Причем вести повествование от лица самого Бонапарта...
- Видите ли, Наполеон Бонапарт всегда был частью моей жизни, в детстве я просто бредил Наполеоном. И сон, который рассказывает в моей книге Шатобриан, - это и мой сон. Когда я вел по телевидению передачу о Наполеоне, он как бы говорил за меня. Я часто ловил себя на том, что я вижу его и говорю совсем не то, что хотел сказать, - слова как бы вырывались у меня помимо моей воли. Я понял, что должен написать свою книгу от лица Наполеона, используя все доступные мне источники...
- Это видно и из приведенного нами отрывка из вашей книги "Наполеон. Жизнь после смерти". Уже из этого фрагмента видно, что Наполеон, подводя итоги своей жизни, не лукавил перед Историей, а честно и прямо смотрел ей в глаза.
- В книге Наполеон, возвращаясь в свое прошлое и диктуя историю своей жизни знаменитому своему биографу графу Лас Казу, постоянно увлекается... Он живет своим прошлым и оттого говорит больше, чем "имеет право" сказать. Поэтому он все время останавливается и вычеркивает продиктованное. Но тщетно: Лас Каз оставляет все сказанное им для Истории. И "потаенный" Наполеон предстает перед нами.
Я знаю могущество подлинной речи - она сохраняет "электричество", и вместе с ней как бы приходит в книгу тот, кто это произнес. Это как бы воскрешение человека. Вот почему в книге постоянно звучит подлинная речь Наполеона - он возвращается к нам после смерти.
- Конечно, подлинность тут особенно важна, ведь Наполеон - такая фигура, за которую трудно что-то домысливать, - изучены и до сих пор изучаются каждая его реплика, каждая речь, каждое письмо. И тут, видимо, особенно важно, какими источниками пользуется автор.
- Я пользовался множеством самых достоверных источников. Кроме того, когда вы пишете историческую повесть, вы должны быть настолько в своем герое, чтобы знать не только то, что он сказал, но и то, что он мог, хотел и даже должен был сказать. В моей книге - несколько тайн Наполеона, которые волновали меня всю жизнь и которые я попытался раскрыть. В ней нет ни одного события, которое не было бы исторически достоверным и которое могли бы оспорить те, кто писал прежние биографии Наполеона. Для меня это - некая экскурсия на остров Святой Елены к Наполеону Бонапарту.
- А не опасаетесь, что найдутся те, кто упрекнет вас в "непатриотичности": ваш герой - человек, который вторгся со своей армией в Россию, чтобы завоевать ее?
- Упрек времен советской цензуры - банальный, на уровне школьных учебников, так что и ответ на вопрос банальный. Наполеон принадлежит всемирной истории. Это величайшая фигура для всех народов, человек, которого славили не только французы (и монархист Шатобриан, и республиканец Виктор Гюго и пр.), но и англичане (Байрон), и русские (Пушкин, Лермонтов и др.). Он сумел стать кумиром и для своих сторонников, и для своих врагов.
- ...К тому же даже самые ярые "патриоты" должны знать: чем сильнее противник, тем значимее и победа над ним.
- Да, действительно был в истории период, когда Наполеон слыл для просвещенной Европы символом деспотизма, но он сумел - и в этом тоже его уникальность - переломить это и создать свой новый образ, уже после того, как был разгромлен, когда он, беспомощный, доживал свои дни в заточении на острове Святой Елены. И мир увидел его другими глазами. А вот как он это сделал, - об этом тоже в моей книге.
- В вашей книге немало откровений, неожиданностей. Наверное, надо быть Наполеоном, чтобы, провоевав всю свою жизнь, признать в конце ее: "Все-таки война - примитивное, варварское занятие"...
- Этот человек - гигант, подобный гигантам античности, таким, как Александр Македонский, Ганнибал и Юлий Цезарь. Он остался великим полководцем до конца своих дней, превратив даже поражение в свою победу.