09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕТУЧИЙ ГУСАР

Кудряшов Сергей
Опубликовано 01:01 12 Сентября 2002г.
После Великой Отечественной войны много демобилизованных летчиков остались не у дел. Однако и желающих летать на только появлявшихся тогда вертолетах было мало. Эта винтокрылая машина, по мнению недавних боевых асов, была "гробом в воздухе", ее при желании можно "шапкой сбить"...

Поэтому поступок молодого полярного летчика Василия Колошенко - добровольно уйти в вертолетчики - товарищи расценили как безумный.
Однако вскоре именно Колошенко поручили перегнать собранный для полярной экспедиции по особому заказу вертолет Ми-4 из Казани в Калининград. Экспедиционное судно уже было готово к отплытию и ждало только прибытия "воздушного разведчика". Колошенко очень торопился, но в Смоленске на промежуточной посадке вертолет вдруг "притормозили". Командир авиаполка изо дня в день переносил дату вылета, ссылаясь на плохую погоду по маршруту. Руководствовался он, видимо, неписаным законом авиации - "если никто не летает, ЧП в воздухе невозможны".
Все доводы Колошенко об его опыте полярного летчика, о том, что в Калининграде его ждут две сотни человек и судно, разбивались, как о гранитную скалу. Более того, летчику не разрешали на военном аэродроме даже воспользоваться связью, чтобы через Москву решить этот, казалось бы, пустяковый вопрос.
Через три дня Василий популярно объяснил часовому, выставленному "на всякий случай" около вертолета, что новая машина нуждается в ежедневной профилактике двигателя. Раскрутил винты и... без всяких разрешений махнул по маршруту.
- Идти сразу к западной границе, в Калининград было нельзя, - рассказывает Василий Петрович.- Подобную самодеятельность тогда могли рассматривать как попытку сбежать вместе с новой машиной за границу. Мы со штурманом не сомневались, что для перехвата будут подняты истребители.
Поэтому вертолет-беглец на максимальной скорости, прижимаясь к земле, по просекам вдоль высоковольтных линий электропередачи, чтобы не попасться локаторам противовоздушной обороны, пошел сначала на север, потом на запад...
- Ориентировались по железным дорогам и рекам, - рассказывает полярный летчик.- Погода, кстати, стояла замечательная. На всем маршруте - ни облачка.
Колошенко повезло - удалось выйти прямо на Калининград. Летчик посадил вертолет на палубу дизель-электрохода "Лена". И в возникшей неразберихе успел сойти на берег. На всякий случай до Москвы Василий добирался на поезде - знал, что его уже разыскивают. Явился к начальнику полярной авиации, объяснил, что руководствовался исключительно интересами дела.
Первая реакция была: "Отобрать свидетельство пилота! Дисквалифицировать! Передать дело в суд!" Однако здравый смысл восторжествовал - Колошенко месяц "отсиделся" в Тамбове, а когда скандальная история порядком подзабылась, вновь приступил к своим служебным обязанностям в Арктике.
Спустя годы машины Московского вертолетного завода стали лучшими в мире. Били конкурентов по грузоподъемности и возможностям пилотажа. В Европе сложные "вертолетные" работы, с которыми не могли справиться иностранцы, выполняли русские... Так было во время тушения пожаров во Франции, монтажа линии электропередачи в Швейцарии... Однако авторитзт на международной арене завоевывался не без приключений. В одну из таких историй попал и Василий Колошенко.
Индия тогда заявила о намерении закупить за рубежом крупную партию вертолетов. В конкурсе на лучшую для тропических условий машину вызвались участвовать США, Великобритания, Франция и, конечно же, СССР. В Индии советский Ми-4 ожидали не только тропики и высокогорье, острая конкуренция со стороны именитых фирм, тревожило и отсутствие опыта участия в подобных тендерах. По странному стечению обстоятельств даже на конкурс в тропики ушла машина в "северном варианте" - с печкой, ватными чехлами и меховыми шлемофонами! Все понимали, шансов победить очень мало. Поэтому министр авиапромышленности Петр Дементьев сказал:
- Нам нужна только победа, если быть первыми невозможно - под любым предлогом снимайте вертолет с соревнований, не оставляйте его на растерзание "желтой прессы".
В Индии приключения с нашим вертолетом начались сразу же. Когда машину стали выгружать с палубы, контейнер с кабиной умудрились "случайно" уронить на бетон. Участие в конкурсе на этом могло бы и закончиться. Но, когда открыли ящик, все оказалось в порядке. Правда, особого впечатления на хозяев не производили ни поршневой двигатель, ни несущие лопасти с деревянными деталями... У конкурентов были реактивные двигатели и кондиционеры в кабинах.
В общем, терять Колошенко было нечего. И он на свой страх и риск пошел на грубейшее нарушение всех инструкций - самовольно облегчил несущий винт, поставил его на малые углы атаки, подрегулировал "руль"... Спустя три года именно эти "усовершенствования" вошли в штатную инструкцию по эксплуатации Ми-4 в особых условиях.
Вторая "случайность" произошла во время испытаний вертолета в горах. Почему-то оказалась полуоткрученной магнитная пробка на редукторе винта. Во время демонстрационного полета членов индийской комиссии стало заливать кипящим маслом, двигатель пришлось выключить... Иначе редуктор мог полностью развалиться, несущий винт улететь вверх, а кабина с пассажирами в беспорядочном вращении свалилась бы на землю. Чудом удалось приземлиться возле какой-то деревни. Оказалось, с магнитной пробки куда-то исчезла "контровочная проволока". А происходит все это 13-го числа... Но русские пилоты в очередной раз полагаются на собственное везение - пробку завинтили, залили масло, погоняли двигатель на холостых оборотах и полетели дальше. Именно простота и надежность машины позволили Ми-4 выйти в лидеры тендера.
И здесь желание полетать на "русском чуде" выразили члены индийского парламента. Как обычно, к вертолету подъехала цистерна голубого ("бензинового") цвета и заправила советскую машину керосином! Даже неспециалисту ясно, что такого издевательства не выдержит ни один движок. Ошибка выглядит тем более странно, что на аэродромах всего мира голубые цистерны развозят бензин, а белые - керосин.
Уже севшие на борт индийские парламентарии вдруг проявляют чудеса предусмотрительности, выходят из вертолета и настаивают на пробном полете пустой машины над аэродромом. Колошенко взлетает, вырабатывает оставшийся бензин, над высоковольтной линией электропередачи двигатель переходит на керосин и начинает страшно детонировать... Ми-4 удается в аварийном порядке приземлиться без особых поломок. Разборка двигателя показала, что сгорели только свечи, в принципе после их замены вертолет способен летать дальше.
В результате всех этих приключений наша страна получила крупный контракт на поставку вертолетов.
Самое смешное и грустное, что, когда контракт с Индией был уже подписан, один из советских чиновников, узрев "усовершенствованную" Колошенко машину, во всеуслышание заявил, что Ми-4 вообще непригодны к эксплуатации в условиях высокогорья и тропиков. А летчик, который проводил конкурсные испытания, в лучшем случае авантюрист, поставивший под удар репутацию всей страны. Прибывший вместо Василия из СССР летчик вообще отказался пилотировать "нестандартную машину". После всего этого индийских экспертов, принявших на тендере решение в пользу советских машин, на родине обвинили, мягко говоря, в некомпетентности. Ко всему прочему, далеко в горах сломался даже тот единственный "модернизированный" вертолет, который был уже приобретен Индией, что, по всеобщему мнению, ставило крест на всем проекте.
Тогда в Индию расхлебывать заваренную им же кашу в спешном порядке командировали самого "авантюриста". В результате оказалось, что в Гималаях вертолет сломался не из-за "самопальной модернизации", приведшей к "перенапряжению" и выходу из строя двигателя, а потому, что неопытный персонал смешал несовместимые виды моторных масел, из-за чего оказались забитыми фильтры. Дальнейшие полеты на этом Ми-4 еще более укрепили репутацию советской машины как одной из самых надежных и перспективных в своем классе.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА:
Василий Колошенко во время Великой Отечественной войны готовил летчиков- штурмовиков для фронта. После Победы пришел в полярную авиацию. Впервые успешно применил вертолет для ведения ледовой разведки с ледокола "Ермак". Летал на вертолетах на дрейфующей станции "Северный полюс-5", участвовал во Второй континентальной антарктической экспедиции АН СССР.
За испытания новых вертолетов и проявленное при этом мужество и героизм Василию Колошенко присвоено звание Героя Советского Союза.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников