ВЫСЫЛАТЬ ИЛИ НЕ ВЫСЫЛАТЬ?

И почти сразу события в старинном здании на Боу-стрит приняли драматический оборот. Судья Тимоти Уоркман выслушал двух свидетелей, показания которых диаметрально противоречили друг другу.

В центре внимания был бывший телохранитель Закаева Дук-Вахи Дашуев, который, как утверждала российская сторона, добровольно явился 1 декабря 2002 года в Грозном в прокуратуру Чеченской республики и рассказал о том, что Ахмед Закаев, будучи командиром боевого отряда "Ураган", лично отдавал преступные распоряжения. Например, приказал похитить в январе 1996 года двух православных священников в Урус-Мартане, чтобы позднее обменять их на пленных чеченских боевиков.
Эти показания были аккуратно запротоколированы сотрудниками прокуратуры и подписаны Дашуевым. И теперь являются практически главным козырем в руках обвинения, от имени которого выступает Королевская прокурорская служба Великобритании. Необходимую помощь им оказывают представители Генпрокуратуры России.
Однако после освобождения из-под стражи в конце января нынешнего года Дашуев эмигрировал за границу и в июле вдруг наотрез отказался от своих грозненских показаний. В понедельник он подтвердил свою позицию и в Лондоне. "Я не знаю, о чем идет речь в этих протоколах, - заявил Дашуев, - я, не читая, подписывал те бумаги, которые мне давали. Все, что в них написано, - неправда". По его словам, эти показания были им даны под пытками, которым, как он утверждает, подвергался после ареста. Он также сказал, что на протяжении всего следствия им занималось ФСБ.
Как ни пытались представители обвинения уличить его в обратном - ничего не получилось. Дашуев отрицал все приводимые аргументы. Например, когда прокурор зачитал показания двух сокамерников Дашуева по грозненской тюрьме, которые утверждают, что не видели на его теле никаких следов побоев, бывший телохранитель заявил, что не помнит этих людей. А когда во вторник в кресло свидетеля сел следователь по особо важным делам прокуратуры Чеченской республики Константин Криворотов, та же самая картина выглядела совершенно иначе.
По словам Криворотова, 1 декабря 2002 года Дашуева никто не арестовывал. Он сам явился в здание прокуратуры Чечни. А протокол явки с повинной был составлен в строгом соответствии с его рассказом. "Его рассказ был последователен, логичен, поэтому сразу возникло ощущение, что Душуев говорил правду, - сообщил Криворотов, - я не заметил на открытых участках тела никаких следов побоев или применения физического насилия". Криворотов также пояснил, что в этот момент в кабинете не было никаких сотрудников ФСБ. Зато был адвокат Дашуева, приглашенный для его защиты следственными органами. Следователь объяснил, что в соответствии с существующей в Чеченской республике практикой все явившиеся в прокуратуру с повинной заключаются на два месяца под стражу. Это время необходимо для того, чтобы правоохранительные органы проверили, не замешан ли подозреваемый в других криминальных делах.
Кому поверит британский суд? Об этом сегодня можно только гадать. Однако версия Дашуева не показалась судье Уоркману очень убедительной: "Вы давали свои показания добровольно, добровольно сдались властям и именно поэтому не понесли уголовного наказания".
На других заседаниях суд заслушал свидетельские показания российских официальных лиц. Среди них - заместитель министра юстиции РФ Юрий Калинин, министр РФ, председатель правительственной комиссии по вопросам восстановления социальной сферы Чечни Станислав Ильясов, представитель Чеченской республики в Совете Федерации Ахмар Завгаев и заместитель директора научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Владимир Бессарабов. Они рассказали суду о положении в Чечне, о положительных сдвигах в экономической и социальных сферах, происшедших за последние три года.
Кстати, по словам Юрия Калинина, Ахмеду Закаеву гарантированы нормальные условия содержания до суда в случае его выдачи России. Отвечая на вопросы адвоката Закаева, Калинин напомнил, что министр юстиции РФ Юрий Чайка направил главе МВД Британии Дэвиду Бланкетту письмо, в котором дал гарантии, что в случае экстрадиции Закаева будут содержать в СИЗО Минюста.
P.S. Беглому олигарху с российским паспортом Борису Березовскому, который, как отмечает в своем сообщении Би-би-си, обвиняется "в мошенничестве и многомиллиардном обмане государства", предоставлен статус политического беженца.
Насколько эта информация соответствует действительности и какими мотивами могут руководствоваться в этом случае британские власти - все это расследует наш лондонский корреспондент Зураб Налбандян. Читайте его материал в завтрашнем номере газеты.