ДВА СИЛУЭТА ПОД ЛУНОЙ

В выставочном зале Литературного музея Пушкина на Арбате открыта экспозиция, посвященная 100-летию со дня рождения Семена Гейченко - легендарного хранителя Государственного музея-заповедника "Михайловское".

На выставке воссоздана история "Михайловского" послевоенного периода и судьба его хранителя, отдавшего 45 лет жизни этому заповеднику. Во время Великой Отечественной вотчина великого поэта пострадала жестоко. На фотографиях: руины Святогорского монастыря в Пушкиногорье, "дуб уединенный" с вырытым поблизости немецким бункером, "холм лесистый", огороженный колючей проволокой... Но уже с лета 1944-го начинается восстановление и "Домика няни", и родовых надгробных памятников, и знаменитой "баньки"...
За свою жизнь историк-искусствовед Гейченко успел десять лет проработать в Петергофе, повоевать и даже несколько лет отсидеть в сталинских лагерях. Когда вглядываешься в фотографии этого человека, нельзя скрыть улыбки - хранитель был большим шутником и мастером розыгрыша. Вот Семен Степанович снят в образе Берестова из пушкинский повести "Барышня-крестьянка", на другом фото он радостно заменяет лошадь в упряжке, а вот он в кадре вместе со своим двухметровым снежным монументом... О незаурядном чувстве юмора Гейченко говорит и представленная в экспозиции книга, куда вошла его переписка с художником Василием Звонцовым "А у нас в Михайловском". Здесь же сборники Семена Степановича: "У Лукоморья", "Завет внуку", "Приют, сияньем муз одетый... ".
Михайловское - место паломничества художников. Названия выставленных картин говорят сами за себя: "Домик няни", "Скамья Онегина", "Пятницкие ворота", "Дуб уединенный"...
Немалый интерес представляют экспонаты, связанные с жизнью Пушкина в своем имении. Скажем, раритетное издание трагедии Альфиери Виоотрио 1795 года, которое Александр Сергеевич всегда держал на столе, Гейченко упросил подарить музею одного итальянского пушкиниста. А серебряный кубок XVII века принадлежал легендарному основателю села Тригорское Максиму Вындомскому. "Ганнибальщина" (так называли пушкинские земли) нашла в Семене Гейченко доброго "домового". И, наверное, не случайно Рудольф Яхнин в одном из своих шуточных этюдов нарисовал встречу великого поэта с достойным хранителем его памяти: под луной замерли силуэты Пушкина и Гейченко.