ЗАНАЧКА С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

Итак, Пенсионный фонд РФ отчитался: рассылка извещений, которые народ иронично прозвал "письмами счастья", завершилась в срок. Но ведь не в этом же заключался смысл пенсионной реформы, которая длится уже пять лет? За разъяснениями мы обратились к депутату Госдумы РФ, доктору экономических наук Оксане Дмитриевой.

На Екатеринбургском Главпочтамте в эти дни кипит работа: сортировщицы в четыре смены разбирают "письма счастья". Из Пенсионного фонда в Свердловскую область поступило 1 974 136 извещений о состоянии накопительных счетов будущих пенсионеров.
Где-то тут и мое письмо. В прошлом году мне не удалось его получить. Почтальон не застал меня дома, а вручить должен под расписку. Когда я наконец явилась на почту, говорят: опоздали, письмо отправлено назад, в Пенсионный фонд. Так и не удалось узнать, сколько я накопила за год на старость. Но еще больше интересует другое: во что мои деньги вложены и сколько в итоге ежемесячной прибавки получу в старости. Но как раз вот это-то мне не сообщают.
- Сумму пенсии вам подсчитают, когда достигнете соответствующего возраста, - пояснила сотрудница отделения Пенсионного фонда Ирина Мишина. - Сейчас даже примерные цифры не назовем. Возможно, в будущем и методика подсчета изменится. Пока в документе просто указывается состояние вашего счета.
На вопрос, зачем же рассылают эти послания по всей стране, она пожала плечами: "Чтобы люди знали". Ну узнали - и что?
Видимо, недоверие к этим письмам испытывают многие будущие пенсионеры. Только в прошлую рассылку, как выясняется, проигнорировали извещения около полумиллиона моих земляков. Так сказал заместитель начальника управления ПФ по Свердловской области Сергей Федоров, и почтовые работники выполняли свои обязанности небезупречно: "Некоторые нарушали правила доставки. Вместо того, чтобы вручить письма непосредственно адресату, передавали их третьим лицам или оставляли в почтовых ящиках".
А письма, между прочим, обходятся недешево: каждое - в 8,6 рубля. Чтобы обеспечить ими будущих пенсионеров Среднего Урала, затрачено более 16 миллионов рублей. Неужели только ради того, "чтобы люди знали"?
Ксения ДУБИЧЕВА, соб. корр. "Труда"
Свердловская область
- Что, кроме "писем счастья", принесла нам пенсионная реформа?
- За пять лет стало ясно, что реформа провалилась. При переходе от распределительной пенсионной системы к накопительной мы обделили нынешних пенсионеров, а выиграют ли будущие - большой вопрос. Сейчас работающий человек отдает в Пенсионный фонд 20 копеек с каждого заработанного рубля. При распределительной системе эти взносы шли бы нынешним пенсионерам, теперь же им достается 16 копеек, остальное накапливается для будущего поколения. То есть на работающего человека легло двойное бремя. Кому стало лучше? Если в 2002 году - на старте реформы - средняя пенсия составляла 32 процента от средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения), то сейчас - всего 24 процента. Это 2780 рублей. Считается, что таков уровень прожиточного минимума пенсионера. А если он нуждается в лекарствах? Тогда просто нищета.
Но даже при относительном снижении средней пенсии у Пенсионного фонда не хватает средств на выплаты. Уже третий год он получает дотации на покрытие дефицита. В 2005 году сверх единого социального налога на пенсии было перечислено из федерального бюджета около 164 миллиардов рублей, в 2006 году - 74 миллиарда, в 2007 запланировано 88 миллиардов. Причем растратили и резерв в 116 миллиардов рублей, который был у ПФ до начала реформы.
Что в такой ситуации делать? Либо мы должны опять повышать ставку социального налога (а мы ее снизили с 26 процентов до 20), либо уменьшать пенсию относительно средней зарплаты. Что и происходит.
- Но, может, сегодняшнюю молодежь, ради которой проводится реформа, ждет благополучная старость?
- Давайте посмотрим, что с накопительной частью. Из бюджета ПФ (при дефиците средств) ежегодно изымается и отправляется на счета будущих пенсионеров 110 миллиардов рублей. Сегодня накоплено уже 345 миллиардов. Из них две трети средств передано в распоряжение управляющим компаниям, в том числе основной - Внешэкономбанку, а 91 миллиард остается у ПФ, который сам их размещает. Но эти накопления съедает инфляция. Только один раз - это было в 2005 году - доходность по Внешэкономбанку составила 12 процентов, а до этого - ниже инфляции. У ПФ доходность около 4 процентов. И надо учесть еще расходы на ведение специальных лицевых счетов - минус 1 процент от накоплений. В общем, деньги, собираемые для накопительной части пенсии, катастрофически обесцениваются. Я посчитала, что выгоднее было бы просто класть их в Сбербанк под обычные проценты. Спрашивается, зачем столько мудрили с реформой? Все эти извещения, счета...
- Кстати, во что обходится рассылка "писем счастья"? Их к тому же многие выкидывают, не распечатывая, потому что не обольщаются насчет гособеспечения на старости...
- Один миллиард рублей - это ежегодные расходы только на обслуживание накопительной системы, в том числе рассылку "писем счастья".
- По-моему, пенсионные расчеты - это вообще темный лес. Вы можете прикинуть размер будущей пенсии работника со средней зарплатой?
- Есть страховая часть пенсии, куда направляется 14 процентов зарплаты. Из нее и рассчитывается пенсионный капитал человека. При средней зарплате в 10 тысяч рублей за 25 лет это составит 420 тысяч рублей. Сумму надо разделить на 19 лет (коэффициент дожития). Получается 22 тысячи в год. Соответственно, месячная добавка к базовой пенсии составит 1842 рубля. А базовая часть, как известно, 1035,9 рубля. То есть, если предприятие исправно переводило за вас взносы в Пенсионный фонд, то на заслуженный отдых вы уйдете с пенсией меньше 3 тысяч рублей.
Однако, если учесть, что индексация пенсий, а следовательно и страхового пенсионного капитала, отстает от темпов роста зарплаты, то в 2030 году эти 3 тысячи рублей будут "весить" еще меньше, чем сейчас.
В общем, я считаю реформу крайне неудачной как для нынешнего поколения, так и для следующих. И совершенно очевидно: никто на свою пенсию путешествовать не поедет. Ни с каких зарплат.
- Но, может, у реформаторов другого выхода не было?
- Он и сейчас есть. Пенсионному фонду следует заниматься исключительно выплатой пенсий. У него сейчас слишком много функций, включая социальные выплаты льготникам, - приходится содержать массу людей, офисов. В итоге имеем огромную нагрузку на каждый рубль пенсионного обеспечения. За первый год реформы расходы на содержание аппарата увеличились с 8 до 22 с лишним миллиардов рублей. Наша пенсионная система забирает 3 процента с каждого пенсионного рубля, а в большинстве стран - всего 0,3. В 10 раз меньше!
Если избавить ПФ от несвойственных функций и вообще отказаться от накопительной системы, то нынешняя пенсия вырастет с 2,7 тысячи рублей до 4 тысяч. Что в принципе будет соответствовать общемировой практике: пенсия должна составлять 40 процентов от средней зарплаты. Хотя, например, в Норвегии она выше - 70 процентов от зарплаты, в ряде других европейских стран - 55. У нас сейчас, как вы помните, 24 процента. Другое дело, что государство должно предоставить всем желающим возможность дополнительно копить средства на старость, для чего развивать негосударственные ПФ, может, освобождать их от налогов. Или даже доплачивать из бюджета или Стабфонда. А в реформе, которая ничего не меняет к лучшему, я не вижу никакого смысла.
РЕФОРМЫ КРАЙНЕ НЕУДАЧНЫ КАК ДЛЯ НЫНЕШНЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ТАК И ДЛЯ СЛЕДУЮЩИХ
Беседу вела