03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕЛОВЕК ИЛИ "ЧЕБУРЕК"?

В самом деле, герои фильма два с половиной часа ведут разговоры - вот и весь сюжет. 95

В самом деле, герои фильма два с половиной часа ведут разговоры - вот и весь сюжет. 95 процентов действия вершится в школьном спортзале, заменяющем 12 присяжным комнату для совещаний (авторы сценария, кроме самого Михалкова, - Владимир Моисеенко и Александр Новотоцкий, чей фильм "Возвращение" в режиссуре Андрея Звягинцева три года назад завоевал "Большого золотого льва" в Венеции). Здесь представлены разные социальные слои: рабочий-метростроевец (Алексей Петренко), телепродюсер (Юрий Стоянов), таксист (Сергей Гармаш), артист эстрады (Михаил Ефремов), пенсионер-еврей (Валентин Гафт), хирург-грузин (Сергей Газаров)... Сыграл и сам Михалков - роль председателя жюри присяжных, не став, однако, на сей раз тащить на себя одеяло актерской славы, поскольку его герой крайне немногословен... Собравшиеся решают: виновен чеченский юноша в убийстве приемного отца, российского офицера, или нет. И чем больше каждый из присяжных распаляется, чем яростнее спорит о "понаехавших" кавказцах, тем бесспорный поначалу вердикт "виновен" становится все менее очевидным... Главный вопрос, поставленный авторами фильма, звучит примерно так: спустившийся с гор кавказец для русского - человек, такой же, как он сам, или "чебурек", достойный лишь гонений?
Отдавая дань Никите Михалкову, прервавшему собственную творческую паузу длиной в 7 лет, заметим, что смыслового прорыва в решении столь важной для нашего общества проблемы он, пожалуй, не совершил. Россия давно мучается этим вопросом - то глядит на Запад, где худо-бедно работают государственные программы адаптации иммигрантов, то оборачивается на Восток, где все зачастую решается жестоким подавлением меньшинств... Но ни тот ни другой опыт она не может безоговорочно принять, а по какому пути следовать дальше?
И все же интересно, что скажет на эту тему сам Никита Сергеевич? Хотя режиссер выглядел сильно уставшим (по его словам, он сбился со счета, сколько интервью дал в Венеции - не то 78, не то 79), он не отказал в короткой беседе корреспонденту "Труда".
- Никита Сергеевич, в "12" вы с таким придыханием повествуете о российских офицерах, что невольно возникает вопрос, а не полемика ли это с фильмом вашего старшего брата - Андрея Михалкова-Кончаловского "Дом дураков"? Там тоже речь о нашем воинстве в Чечне, но оно показано совершенно разложившимся скопищем карательных отрядов. И кстати, как Андрей Сергеевич относится к вашей картине?
- Он еще не видел "12". Полемикой я ни с кем не занимаюсь. Как говорил драматург Островский, один любит арбуз, другой - свиной хрящик. Так и у каждого из нас свое представление об этой теме. Брат - замечательный режиссер, а его "Дом дураков" - хорошая картина, очень грамотная, профессионально сделанная, но она не близка мне. Это его точка зрения на происходящее в Чечне. А у меня нет желания расходовать время, силы и пленку на то, чтобы кому-то отвечать. Мне хочется задавать вопросы и вместе со зрителями пытаться найти на них ответы.
Я бы не хотел расшифровывать "12". Это картина больная. Она о том, о чем либо говорят шепотом, либо молчат. Но если мы не будем обсуждать судьбу кавказцев в России, то загнанная внутрь эта проблема будет гнить, и одному Богу известно, во что все выльется. "12" - не фильм из разряда "так жить нельзя", он о том, как нужно выходить из создавшегося положения, как жить можно. Здесь для нас принципиально важным было одно: человек есть не средство, а цель. Нет неважных жизней, все люди перед Богом равнозначны. В любом никчемном человеке таится божественное начало. Чтобы это понять и не остаться в одиночестве, нужно научиться слушать и слышать. Об этом, собственно, мы и снимали картину.
- Что же, на ваш взгляд, русские делали в Чечне не так?
- Все. Начало первой чеченской войны - трагическая ошибка, случившаяся из-за безграмотности и бескультурья тех людей, которые решили, что за два дня тремя батальонами можно этот вопрос закрыть. Я абсолютно уверен, что были другие пути. Так получилось, что все развивалось при мне, я в это время был в кабинете у Руцкого и слышал его телефонные переговоры, доклады. Когда-нибудь подробно пропишу их в диалогах... А сейчас единственное, что можно сделать в таком горячем регионе, как Кавказ, это стать необходимыми тамошним людям. Они должны нуждаться в нашей дружбе, в нашей помощи.
- В фильме вы уели "демократов", тоже на словах стоящих за права кавказцев...
- Не подумайте только, что я против демократии. Но мне не нравятся те, кто уснул красным, а проснулся трехцветным. Сначала рвались в партию, а потом рьяно сжигали партбилеты. И не где-нибудь на кухне, покаявшись и поплакав над своим прошлым, а перед телекамерами. Было в твоей жизни что-то? Было. Ну так ответь за свою жизнь. Если ты все время врал, то объяснись. Или не объясняйся - тоже твое право. Но не умножай ложь. В фильме герой Романа Мадянова не скрывает, что его отец был секретарем обкома на Урале, семья его практически не видела, и он сгорел на работе, едва дожив до 50. Разные люди были...
Как говорил великий русский философ Иван Ильин: никогда не жалуйся на свое время, ибо ты рожден, чтобы сделать его лучше. Есть дурные люди, скверные привычки, пороки вроде коррупции... Да мало ли чего еще. Но когда ты оглядываешься на историю своей страны, вникаешь в культуру, традиции, то понимаешь, что есть некая корневая система, питающая народ, которая рано или поздно должна нас вытащить, как она уже не раз это делала в чудовищно-трагические предыдущие века. Мне нравится жить в сегодняшней России, равно как нравилось во вчерашней. Надеюсь, и в завтрашней понравится.
ФИЛЬМ "12" В ФАКТАХ
Картину снимали синхронно сразу четырьмя камерами, и никто из актеров не знал, находится ли он в данный момент в кадре или нет. Поэтому всем приходилось постоянно находиться "в образе".
За чеченской "натурой" ехать в саму Чечню поостереглись, поэтому снимали в курортном Геленджике.
Бюджет ленты превысил 4 миллиона долларов, не считая расходов на рекламную кампанию, точные суммы которой еще не оглашены.
Ничто из отснятого материала не выброшено в корзину. Все сцены вошли в 4-серийный вариант, который будет показан по одному из центральных телеканалов сразу же после окончания кинопроката.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников