06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВИЛА ИГРЫ

"Мир после 8 августа стал другим", - заявил Дмитрий Медведев. А значит, России надо определиться, как дальше строить отношения с другими странами. Строить, как прежде, не получится по определению. За последние два месяца Медведев говорит о необходимости обновления российской внешней политики уже в третий раз. Однако как именно она должна выглядеть, до сих пор неясно.

КОГДА И АБХАЗИЯ НЕ КОСОВО
"В этом мире все меняется. В том числе это касается признания новых государств", - почти философски заметил Дмитрий Медведев на встрече с французским президентом Николя Саркози. И пояснил: после истории с Ираком, Косово, Южной Осетией мир не может быть таким, как прежде: прежние подходы к международной безопасности "показали свою слабость". А значит, Россия просто обречена на то, чтобы попытаться наконец вписать свою внешнюю политику в новые принципы. Но как именно она собирается это делать? И куда именно вписывать?
Кое-какая конкретика появилась после того, как Медведев публично огласил принципы своей внешней политики. Всего их оказалось пять.
Во-первых, это признание первенства международного права. Этот пункт, судя по тому, что Медведев именно его назвал под номером один, в Кремле считают основным. Однако идея эта далеко не новая. О ней российский МИД вспоминал за последние годы неоднократно - и во время натовских бомбардировок Югославии, и во время процесса в Гааге над Милошевичем, и когда США, а вслед за ними еще десятки странрешили признать Косово, несмотря на сопротивление Сербии и России...
У Медведева пункт о верховенстве международного права появился не случайно. Именно о международном праве вспомнил Запад в разгар грузинского конфликта. Теперь уже США и Европа заговорили о резолюциях ООН по Грузии, где признается ее территориальная целостность, - резолюциях, под которыми стоит подпись России. Точно так же чуть больше полугода назад вспоминала об ооновских резолюциях Москва. Правда, не о "грузинских", а о той самой пресловутой 1244-й, где черным по белому написано о территориальной целостности Югославии.
Москве принципиально важно убедить Запад, что по большому счету ничего не изменилось - она по-прежнему будет соблюдать международное право. Недаром же президент в своей речи, посвященной официальному признанию Южной Осетии и Абхазии, долго перечислял документы, согласно которым этот шаг соответствует всем правовым нормам: Устав ООН, декларация 1970 года о принципах международного права, Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 года.
Об этом же Медведев говорил и на последнем заседании Госсовета: "Конфронтация - не наш выбор. Мы вновь подтверждаем готовность к равноправным и взаимовыгодным решениям, к развитию добросердечных отношений - отношений, которые основаны на реальных принципах международного права".
ОДНА ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ СТРАНА. НО НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ
Второе - многополярность мира. Пункт тоже далеко не новый. "Россия не может принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной - даже такой серьезной, как США", - расставил все точки над i президент. Остальные "три принципа Медведева" скорее относятся к разряду "текущего грузинского момента". Россия не хочет конфронтации - этот посыл адресован не столько Тбилиси, сколько странам Запада, чьи заявления по "грузинскому вопросу" явно перешли в разряд "конфронтационных". "Россия не собирается изолироваться, - ответил на обвинения западников Медведев. - Мы будем развивать дружеские отношения и с Европой, и с США, и с другими странами - настолько, насколько это возможно".
Четвертый принцип - защита российских граждан. "Россия никому не позволит посягать на жизнь и достоинство своих граждан. Россия - государство, с которым впредь будут считаться", - уверен Медведев. Именно защита российских граждан, живущих в Южной Осетии, стала причиной ввода 58-й армии в Грузию после массированных обстрелов Цхинвали.
Пятое - работа со странами, где у России "привилегированные интересы". К категории таковых Медведев относит не только ближайших соседей. "Это, конечно, приграничные районы, но не только", - сказал он, не уточнив, правда, конкретный список стран. Впрочем, за последние дни он более-менее стал вырисовываться. Белоруссия, чей лидер Александр Лукашенко пообещал, что и его страна может признать Южную Осетию и Абхазию, Никарагуа, чей президент Даниэль Ортега сделал официальное заявление, и, наконец, Уго Чавес, президент Венесуэлы, поддержал Россию не только заявлениями, но и вполне конкретными обещаниями провести совместные военные учения в Карибском море.
ПАРА МЕСЯЦЕВ НА РАЗДУМЬЕ
Любопытно, что о необходимости обновления российской политики на международном направлении Медведев заявил через два месяца после того, как была утверждена внешнеполитическая концепция. В июле власти обнародовали документ, над составлением которого бились три года. Придется ли теперь его переписывать - не ясно. Равно как не ясно и другое: что в этом случае от него останется.
Документ этот, кстати, написан куда в более спокойных тонах, чем последние заявления российских властей, звучавшие уже после "пятидневной войны" с Грузией. Однако ничего более реального, чем эти 27 страниц, пока у России нет.
С КЕМ БУДЕМ ДРУЖИТЬ
Если исходить из последовательности перечисления государств и регионов в этом документе, то напрашивается вывод: для МИДа по-прежнему нет ничего дороже СНГ. С одной, правда, оговоркой: "Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества".Список стран, разумеется, не прилагается, но черный список напрашивается сам собой - Грузия и Украина. Они, как известно, по мнению российских властей, "готовности к стратегическому партнерству" давно не проявляют.
Европа в списке приоритетов оказалась на втором месте. Хотя очевидно: реально европейское направление важнее дружбы с ближайшими соседями. Одна из главных задач - постепенный переход к безвизовому режиму с Европой. Правда, когда именно это произойдет, не ясно. Особенно теперь, после того как на недавнем саммите ЕС в Брюсселе европейцы всерьез обсуждали возможность введения против России санкций - в том числе визовых.
Об одной из главных для нас "проблемных" европейских стран, Великобритании, в документе говорится крайне аккуратно. По мнению разработчиков, "потенциал взаимодействия" - несмотря на то, что в двусторонних отношениях в последние годы происходит один скандал за другим - есть. Судя по всему, российские дипломаты - большие оптимисты. Особенно если учитывать, что именно Британия, вначале вроде спокойно комментировавшая события в Южной Осетии, на встрече европейских лидеров оказалась в одном лагере с нашими давними оппонентами - поляками и прибалтами, требуя "наказать Россию за вторжение на территорию независимого государства".
ЧЕГО НЕТ
Любопытно, что в документе не оказалось двух самых принципиальных для России проблем - Косово и американской ПРО в Восточной Европе. То есть они вообще не упомянуты. Конечно, мы за соблюдение принципов международного права. Разумеется, мы за соблюдение и Устава ООН. Но вот только что конкретно мы предлагаем в таких критических ситуациях, как Косово, когда никакое международное право уже не помогает, - вопрос по-прежнему остался открытым. Открыт он и теперь. Если мы признали независимость Южной Осетии и Абхазии, то почему не ставим следующим в очередь Приднестровье - где, кстати, также проходил референдум о независимости и жители которого за эту независимость проголосовали абсолютным большинством.
По поводу ПРО завуалированно говорится лишь, что с США надо достигать новых договоренностей и "укреплять меры доверия в области противоракетной обороны".
Чуть больше конкретики по поводу другого раздражителя Москвы - расширения НАТО. Россия против расширения альянса на Восток, категорически против вступления в него Грузии и Украины.Скорее всего, именно вокруг этого пункта теперь будут ломатьсядипломатические копья. На этой неделе российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин пригрозил: если НАТО, как и обещает, предоставит Грузии План действий о членстве, то Москва может полностью прекратить сотрудничество с альянсом.
ЦИФРЫ
5
принципов своей внешней политики обозначил Дмитрий Медведев
2008 год Июль. Утверждена новая концепция внешней политики России
27
страниц занимает документ, которым руководствуются российские власти при своих действиях на международной арене
КАК МЕНЯЛА НАША СТРАНА СВОИ ОТНОШЕНИЯ С МИРОМ
Иван IV
Внешнеполитическая доктрина появилась в XVI веке. Иван Грозный осуществлял экспансию как на запад (неудачная попытка закрепиться на Балтике в ходе Ливонской войны), так и на восток (присоединение Поволжья, Урала и Сибири). На юге он вел разорительные войны с Крымским ханством.
Петр I
Петр I выбрал те же внешнеполитические векторы, что и Иван Грозный, но оказался более успешен. Россия покончила с изоляцией, стала европейской империей. На протяжении XVIII века страна пыталась укрепить новый международный статус (для этого велись Семилетняя и русско-турецкие войны).
Александр I
Внешняя политика Александра впервые в российской истории была сосредоточена исключительно на западном направлении. После победы над Наполеоном Россия стала признанным арбитром на европейской политической сцене (организатор Венского конгресса и Священного союза).
Николай I
В правление Николая I за агрессивную борьбу с любыми проявлениями "духа перемен" в европейской жизни империю прозвали "жандармом Европы". Особое место стал занимать восточный вопрос: Россия обращает свой взор на Балканы, проливы Босфор и Дарданеллы.
Сталин
Первоначально политика Сталина была направлена на союз с Германией, потом на создание системы коллективной безопасности бывших стран Антанты против Германии. После 1945 года влияние СССР намного превзошло влияние Российской империи.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников