Об «Иллюзионе» - без иллюзий

В Москве после ремонта открылся легендарный кинотеатр

В Москве в сталинской высотке на Котельнической набережной после ремонта открылся кинотеатр «Иллюзион». Для любителей кино со стажем — намоленное место. Уникальный кинотеатр возник в 1966 году. Он был задуман для показа лучших советских и зарубежных картин из коллекции Госфильмофонда (ГФФ) — крупнейшего кинохранилища мира, насчитывавшего на тот момент 70 тысяч лент. Сейчас их гораздо больше.

В советские времена «Иллюзион» был единственной киноплощадкой в стране, где цензура ослабляла тиски. В престижной высотке жили выдающиеся деятели культуры — поэт Твардовский, балерина Уланова, композитор Богословский, актрисы Фаина Раневская, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Нонна Мордюкова. Они в «Иллюзионе» регулярно бывали на премьерах, выступали перед зрителями. Своим авторитетом, а то и письмами в высокие инстанции защищали репертуар «Иллюзиона» от запретов.

Благодаря творческой атмосфере, показам зарубежной классики, которая не шла в обычных кинотеатрах, «Иллюзион» стал окном в мир для нескольких поколений зрителей. Здесь со своими картинами побывали Акира Куросава и Джульетта Мазина, Хуан Антонио Бардем и Жанна Моро, Радж Капур и Жан Маре, Джузеппе Де Сантис и Сидни Поллак. Здесь зрители могли увидеть фильмы Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, Орсона Уэллса, Бернардо Бертолуччи:

В последние десятилетия «Иллюзион» утратил привилегированное положение. Появление видеомагнитофонов, развитие компьютерных технологий и пиратский интернет-контент едва не привели легендарный кинотеатр к закрытию. Чтобы выжить, «Иллюзион» наряду с архивной классикой стал показывать американские боевики и легковесные комедии. И постепенно потерял неповторимое лицо. А вместе с ним и преданного, постоянного зрителя.

Несколько месяцев назад в Госфильмофонде, подразделением которого является «Иллюзион», сменилось руководство. На место Николая Бородачева, которому вменялись в вину архаичность стиля руководства, коррупция, семейственность, пришел Вячеслав Тельнов, возглавлявший до того департамент кино в Минкультуры. Ему предстоит тяжелая работа по разгребанию завалов, накопившихся в ГФФ. Необходимо и вернуть былую славу «Иллюзиону», снова сделать его популярным у кинолюбителей местом.

Первые шаги в этом направлении обнадеживают. Кинотеатр после ремонта обрел исторический облик. В проекторной работают три аппарата, в том числе для показа фильмов, снятых на пленку. На стенах шикарного фойе — киноафиши классических фильмов, портреты мастеров кино, а не плакаты с политическими цитатами Слободана Милошевича, которого почему-то сильно любило прежнее руководство «Иллюзиона» и ГФФ.

Поменялся и репертуар кинотеатра. Из него изгнаны американские блокбастеры. Половину репертуара теперь будут занимать архивные фильмы. Многие из них, кстати, будут показываться бесплатно, по предварительной записи. Вторая половина будет отдана современному авторскому кино, фильмам молодых режиссеров, фестивальным лентам. За две недели, прошедшие после открытия кинотеатра, зрители смогли увидеть знаменитые фильмы «Ноль за поведение» Жана Виго и «Пацаны» Динары Асановой, нашумевшую ленту молодого режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», ретроспективу японской киноклассики, включая шедевр Акиры Куросавы «Рай и ад».

В минувшие выходные в «Иллюзионе» можно было посмотреть фильм-оперу «Евгений Онегин» с Дмитрием Хворостовским в главной роли, новую работу независимого американского режиссера Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет», наконец, наисвежайшую «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой, уже вызвавшую в обществе бурную дискуссию. Впереди — фестиваль короткометражных фильмов, тематические показы, симпозиумы и лекции, посвященные тенденциям отечественного и мирового экрана.

Уже ясно, что кинотеатр сделал ставку на умный, содержательный репертуар, потребность в котором у образованной публики резко выросла за последние годы. ГФФ, в свою очередь, обладает уникальной коллекцией фильмов, которых нет ни в интернете, ни на платных ресурсах. В этой ситуации появилась небезосновательная надежда, что «Иллюзион» снова станет центром притяжения для тех зрителей, которые любят и ценят настоящее кино, а не киношку.