Чувак, не гони самокат

В российских городах электросамокаты наступают на пятки личным авто и общественному транспорту

А что, красота: не нужны водительские права, не надо тратиться на билеты и бензин. Летай себе, объезжая пробки по обочинам или прямо по пешеходным тротуарам. А вот прохожим приходится вертеть головой и уворачиваться, чтобы не угодить под колеса.

По данным столичного департамента транспорта, в Москве за год удвоилось число прокатных самокатов. Мобильные приложения позволяют без помех воcпользоваться этими колесами — быстро, модно и окрыляет! В среднем один электросамокат за сутки успевает сменить семь ездоков. Благодаря вполне доступным ценам (спасибо, Китай!) быстро растет количество такой техники и в личном пользовании.

Однако массовое появление самокатов на тротуарах и велодорожках наших городов сопряжено с ворохом проблем. Де-юре человек за рулем электросамоката считается... пешеходом. А ведь некоторые образцы такой техники позволяют водителям разгоняться до 60-70 км/ч. Так быстро не бегал даже Усейн Болт в лучшие годы. Да и спортсмен-велосипедист на треке не в состоянии долго поддерживать такую скорость.

Водители электросамокатов, пользуясь «пешеходным» статусом, порой откровенно хамят, опасно лавируя в плотных потоках пешеходов на тротуарах или на дорожках парков. Ситуация усугубляется еще и тем, что лихачи не считают зазорным пользоваться колесами в нетрезвом виде — это ведь не авто и даже не мотоцикл...

Не так давно в Казани 54-летний местный житель возмутился тем, что был остановлен сотрудником ППС. Полицейский попросил ездока предъявить документы на самокат, а потом еще и дунуть в трубочку. Мужчина отказался (из принципа), инспектор же вызвал эвакуатор и отправил транспортное средство на штрафстоянку. Негодованию седока не было предела, он даже пригрозил служивому судом. И, что интересно, его поддержали в соцсетях такие же «самокатчики».

Между тем, несмотря на размытость юридического статуса электросамокатов (поправки о сегвеях, моноколесах и прочей технике только готовятся), в ПДД есть пункт, регламентирующий переход самокатчика из категории «пешеход» в категорию «водитель». Так, двухколесное ТС, имеющее электрический двигатель в диа-пазоне от 250 Вт до 4 кВт, считается мопедом. Соответственно, управляющий им человек обязан иметь права категории М. И сотрудники ГИБДД все чаще привлекают к ответственности водителей мощных электросамокатов.

К примеру, в Тамбове лишали водительских прав гражданина за управление этим транспортным средством в пьяном виде. В суде мужчина упирал на свой пешеходный статус, однако пункт 1.2 ПДД оказался для Фемиды убедительнее.

Впрочем, проблем хватает и с водителями маломощных самокатов, оккупировавших городские парки и наводящих страх на пешеходов и ежей. Редкая неделя обходится без сообщений о наездах самокатчиков на детей, о столкновениях с велосипедистами, сопровождающихся травмами и скандалами. Кстати, в Питере администрация ЦПКиО имени Кирова запретила въезд на территорию самокатчикам — в интересах всех прочих отдыхающих.

Хотя здесь необходимы четкие юридические нормы, определяющие права и обязанности владельцев и пользователей индивидуального электротранспорта. Говорят, в скором будущем в ПДД появится новый термин «средство индивидуальной мобильности». И будут прописаны правила для них: ограничение скорости до 20 км вне автомобильных дорог.

Пора учитывать опыт других стран, куда мода на «средства индивидуальной мобильности» пришла раньше. Так вот, в Германии максимальная скорость этой техники ограничена 20 км/ч, а штрафы за превышение исчисляются сотнями евро. Во Франции на электросамокатах вообще запрещено двигаться по тротуарам, а в Сингапуре для них выделили специальные полосы.