ПЕНСИЯ МОЖЕТ РАВНЯТЬСЯ И НУЛЮ

После "национализации" страховых взносов (превращения их в социальный и подоходный налоги) начался завершающий и основной этап реформирования пенсионной системы - внедрение накопительной модели. Специалисты знают, что страховые взносы - это собственность не государства (в какую бы форму они ни были облечены и кому бы ни были переданы в управление), а работников, с заработка которых они выплачиваются.

С момента уплаты и возникает право на будущую пенсию. Объявление страховых взносов социальным налогом, по существу, лишает людей именно заработанного права на страховую пенсию, определяемую в процентах от заработной платы. Пенсия из разряда страховой переходит в разряд социальной. А это большая разница.
Согласно международной конвенции страховая пенсия не может быть ниже 40 процентов от заработной платы, а для социальной допустима и меньшая норма. Через десять лет после внедрения этой модели пенсия будет состоять из двух частей: базовой и накопленной на личном пенсионном счете. Базовая превращается в социальную, и теперь ее можно спокойно снижать до какого угодно уровня, международная конвенция нарушена не будет. В накопительной уже не будет того одного процента, который работник выплачивал из своей заработной платы с момента внедрения персонифицированного учета (с 1997 года), его присоединили к подоходному налогу. Отсчет пойдет с новой даты - с 2002 года.
При этом отсутствует гарантия получения какой-то минимальной пенсии в случае, если у вас окажется мало накоплений. Она может быть равна и нулю. Всех накопленных средств может хватить только для покрытия административных расходов. Доход от инвестирования накопленных сумм не предполагается ежегодно разносить на индивидуальные счета. Эта процедура будет осуществляться только в момент выхода работника на пенсию. А значит, человек не сможет контролировать движение своих средств. Наконец, собираются ежегодно корректировать пенсии в зависимости от изменения "ожидаемой продолжительности жизни в стране", а не от продолжительности жизни конкретных застрахованных - работающих людей. А это дает дополнительную возможность регулировать уровень пенсий, в том числе и в сторону снижения.
Все вместе означает, что государство простило себе долги, ранее взятые у работников - будущих пенсионеров, и начинает вновь, уже на новых условиях, брать у них в долг, причем на длительный срок (25-30 лет). При этом авторы реформы не дают, да и не могут дать гарантии, что в будущем государство "не простит" себе и этот долг. Может ли оно брать долгосрочный кредит у работников в настоящий момент? Ответ на этот вопрос только один - нет. Почему?
Прежде всего потому, что у 40 процентов заработная плата ниже прожиточного минимума, в котором не предусмотрено не только кредитование правительства, но даже насущные потребности человека. Из этой же заработной платы, по мнению правительства, работники должны будут оплачивать все 100 процентов жилищно-коммунальных расходов и значительно увеличить траты на платные услуги здравоохранения и образования. С учетом взноса в накопительную систему сумма налогового бремени вырастет к 2010 году до 23 процентов с каждого.
Не забудем, что государство еще не расплатилось за прежние свои долги (пропавшие сбережения в 1992 году, ваучеры, вложенные в специальные инвестиционные фонды, которые канули в Лету). Не считая таких "мелочей", как хронические долги Федерального правительства перед Пенсионным фондом. Короче говоря, оно вводит накопительную систему не ради повышения пенсии, - по нашим расчетам, они не увеличатся, - а исключительно для формирования инвестиционного ресурса, чтобы вкладывать его в экономику. Но банки до сих пор не работают с долгосрочными кредитами, так как у нас это очень большой риск. А власти готовы рисковать будущими пенсиями.
Накопительную систему в нашей стране пока можно внедрять лишь с помощью частных добровольных страховых фондов. Тогда, перечисляя туда деньги, каждый будет знать, что идет на определенный риск.
В "стратегии" правительства сформулированы основные задачи социальной политики, где на первом месте стоит - "установить новый социальный контракт". Это предполагает как минимум участие двух сторон: власти и общества в обсуждении условий и достижении согласия. Значит, должно быть широкое обсуждение социальной программы. Но его нет. Новая "идеология" пенсионной реформы настоятельно требует самой широкой дискуссии, так как затрагивает материальные интересы и всего работающего населения, и нынешних пенсионеров. Думается, что будь такое обсуждение, работающие вряд ли подписали бы подобный контракт. Беда в том, что вести разговор с людьми у нас попросту некому. Нет социального центра выработки единой социальной политики. И ответственности за уже принятые решения и их последствия практически не несет никто.