ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Мирон ЧЕРНЕНКО, президент гильдии кинокритиков России:
- Всю неделю - только новости из

Мирон ЧЕРНЕНКО, президент гильдии кинокритиков России:
- Всю неделю - только новости из Югославии. Поразительное ощущение, ставшее со столь недавних пор почти банальным: живая история народов и государств как бы творится на глазах, ты ее чувствуешь, понимаешь, не поднимаясь из кресла, принимаешь в ней живое участие... Так было ровно семь лет назад, во время осады Белого дома, так и сейчас - с Белградом. Город этот я знаю наизусть, до дыр в ботинках, я был здесь два десятка раз, не менее. Я бывал в этих зданиях - и тех, что сожгли, и тех, что, слава Богу, сжечь не успели. Всю эту неделю мне то и дело казалось, что я увижу среди фигурантов этого "веселого бунта" своих уже ушедших друзей: Предрага, Жику, Сашу, Вука - цвет югославского кино, которым не довелось дожить до этого дня и снимать свой народ на своих улицах, как это удавалось им во времена их юности, во время Красного Мая шестьдесят восьмого года, когда казалось, что еще самую малость - и вся эта нелепая конструкция рухнет... Но ждать пришлось более трех десятилетий.
И вот это ощущение причастности, а лучше сказать, соучастия в веселой октябрьской революции в Белграде, - и было главным для меня на прошедшей неделе. Главным, благодаря телевидению, которому лично я за это простил бы многое.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Один старый и мудрый поэт как-то рассказал мне, что в юности в Одессе отец напутствовал его так: "Вот на этой улице синагога, на той - бордель. Ходи туда и туда, но одного с другим никогда не путай". Увы, "одно с другим" оказалось полностью перепутано в презентативном концерте, посвященном программе "Старый телевизор" Льва Новоженова (НТВ). И апофеозом этого дурновкусия, смеси стилизованного патриотизма и гомосексуализма, пошлости и псевдокультурного флера стало исполнение звездами шоу-бизнеса песенок на стихи великих русских поэтов. Сначала А. Макаревич переврал Георгия Иванова и самым жалким образом спародировал манеру Александра Вертинского. Потом А. Пугачева, исполнив шлягер сезона про "мадам Брошкину", вторым номером вдруг стала петь великие стихи Бориса Пастернака из романа "Доктор Живаго". Это было слушать нестерпимо, чудовищно! Самонадеянные, раскормленные "любимцы публики", оглупившие не одно уже поколение, - вот звезды современного НТВ, претендующего на респектабельность.
Впрочем, и это еще не апофеоз пошлости. В программе "О, счастливчик!" малограмотный Д. Дибров назвал Сергия Радонежского Сергеем Радонежским. У этого шоумена катастрофические нелады с ударениями. Жаль, что радеющие за престиж канала его отцы-основатели Диброву это спокойно спускают с рук. Объяснение одно: "О, счастливчик!" - очевидно, весьма и весьма выгодное предприятие, заставляющее раскошелиться множество наивных и загипнотизированных масскультурой обывателей.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Замечательный был выпуск "Старой квартиры" из Одессы с бывшими одесситами М. Жванецким и Л. Долиной. Впрочем, справедливо было замечено, что бывших одесситов нет - одессит это раз и навсегда. Даже если ты живешь за тысячи километров от родины. А именно про таких и шла речь, когда, перебрасывая друг другу глобус, участники программы показывали, где проживают их друзья и родственники, - Америка, Израиль, Германия, даже Африка... А одна женщина сказала, что ее родственники живут за границей - в Москве и Перми. И сразу защемило сердце. И долго еще будет щемить при воспоминании о том, сколько горя принес братским народам междусобойчик "на троих" в Беловежской пуще.
А наша новая "страна чудес" продолжает изумлять феноменами, невозможными более нигде в мире. Во-первых, рассказ о воинах-контрактниках, которые отвоевали в Чечне, а теперь не могут получить свои кровные (во всех смыслах) деньги без того, чтобы не отстегнуть определенный процент отцам-командирам своей же родимой армии. А во-вторых, примерно такой же рассказ про афериста, который гордо перед камерами называет себя "авантюристом положительного толка" и опять же за определенный процент помогает матерям выбивать у государственных чиновников законные пособия на детей.
Анатолий МАРКУША, писатель:
- Фигаро здесь, Фигаро там... Но я не о популярном герое Бомарше, а о Льве Новоженове. За один день мы видели его в трех ипостасях на ТВ. Вот его команда задает вопрос телезрителям: "Вы зарыли или нет свой талант?" В другой раз: "Стучали на вас: да - нет? Сами стучали из лучших побуждений?" Вопрошаемые отвечают как умеют, а ведущие "острят": "Если ты не зарыл свой талант в земле, то его когда-нибудь зароют вместе с тобой". И сами же смеются. Женщина поведала о своей беде, ее тут же спрашивают: "А ваш муж - козел?" Это постыдное безобразие идет вперемежку с вполне нормальными сюжетами в программе "Сегоднячко", смешанными в невообразимый винегрет и сдобренными нередко пошлыми комментариями.
А что сам Лев? Появляется на экране в пижаме. Рядом - говорящие куклы: редкозубый, гнусного вида подсвинок и почему-то зеленоватого оттенка заяц. Куклы верещат противными голосами, разобрать, о чем они спорят, почти невозможно. Новоженов, э-э-э, пытается комментировать кукольные препирательства, э-э-э, только понять, для чего вся эта затея, - непросто.
И третья ипостась Новоженова - он интервьюер. Беседует с прославленным кинорежиссером Отаром Иоселиани. И тоже, э-э-э, натужные попытки острить во что бы то ни стало. Диалог направлен на обсуждение преимущества вина перед водкой. Похоже, Иоселиани, несколько растерявшись, тоже начинает тянуть: э-э-э... А ведь с таким мастером было о чем поговорить всерьез, но, видать, кому не дано, тому не дано. Или - не нужно? Ограниченность не наказуема, но, полагаю, осуждению подлежит. И, честно сказать, не могу понять: что за пристрастие питает телевидение к Новоженову?