КОДЕКС ОТКРЫЛ ДВЕРЬ В РЫНОК

Что он меняет в правовом поле страны и в жизни конкретных граждан? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по аграрной политике Михаилом ОДИНЦОВЫМ.

- Михаил Викторович, повлияет ли принятие кодекса на стоимость земли?
- Думаю, в зависимости от регионов может повлиять по-разному. Сейчас парадокс заключается в том, что земельный налог в несколько раз меньше, чем арендная плата. Чиновничьи структуры, которые его должны собирать, просто не знают, каков налог, - и его не берут. Для них гораздо интереснее арендная плата. С нею практически творился беспредел, ведь не было никаких ограничений. В принятом кодексе наконец-то прописано, что правительство устанавливает начальные ставки арендной платы и они могут варьироваться, но в определенных пределах, для каждого региона. В зависимости от количества населения есть определенные ставки стоимости земли, а субъект Федерации и муниципальное образование выбирает в этих рамках. Ни выше, ни ниже быть не может.
Еще один положительный момент кодекса - земельные участки гражданам и юридическим лицам могут предоставляться бесплатно. Поэтому не правы те, кто говорит, что богатые все скупят.
- Это чаще говорят представители левой оппозиции.
- На самом деле у коммунистов было не так много аргументов против принятия кодекса. Точнее, их всего три: продажа земли, покупка ее иностранцами и отрицательные заключения, поданные представителями 30 регионов. Последнее мне напоминает ситуацию с чемоданами Руцкого: они есть, но их и нет. Зачем были эти митинги, апелляции к народу? Просто надо конституционным путем решать этот вопрос.
- А как будут регулироваться права собственности на сельхозугодья.
- До принятия Земельного кодекса упоминание о сельхозугодьях были, но не существовало их определения. Как кому хотелось, так каждый и трактовал. Теперь однозначно сказано, что сельхозземли не могут продаваться на основании кодекса. Это будет регулироваться отдельным законом, который, по всей видимости, скоро поступит из правительства в Думу.
- Не получится ли так, что права собственности на землю в итоге окажутся в руках губернаторов?
- В кодексе четко записано, что общественные организации принимают участие в процессе реализации земельных участков. Это очень интересная формулировка, подобной никогда не было ни в одном законодательном акте. Общественные организации могут повлиять, если земля используется не надлежащим образом или если участок необходим для общественных нужд. Также там прописано, что приоритет отдается использованию земли для сельскохозяйственного производства. Если на черноземном участке, условно говоря, кто-то захотел построить гостиницу или банк, то приоритет, конечно, отдадут крестьянам.
Все видели, что творилось в Подмосковье. Там, где 5-6 лет назад были поля, сейчас стоят коттеджи и дачи. Не имея кодекса, очень легко было переводить земли лесного фонда или сельхозназначения в другие категории, эту землю продавать. Вплоть до того, что природоохранных зон вдоль рек кое-где уже не существует, коттеджи подходят прямо к воде. Кодекс как раз и регламентирует, что этого быть не должно.
- На каких условиях возможно бесплатное приобретение земли?
- Законодательное собрание и исполнительная власть субъектов Федерации имеют право выпустить в рамках кодекса такие законодательные акты, когда малоимущие, бедные люди смогут получить землю бесплатно, если захотят на ней работать. А состоятельные как раз наоборот: могут получить ее только за плату. Кстати, иностранным гражданам кодексом запрещено отдавать землю бесплатно, такое право есть только у россиян. Цены и для иностранцев, и для россиян, естественно, те же. В противном случае мы нарушим Закон о предпринимательской деятельности.
Также иностранные граждане не имеют права покупать землю в приграничных территориях и на территориях, которые определятся отдельными указами президента. Если мы просмотрели участок, на котором, скажем, нефть должна забить, то президент указом ее вправе запретить к продаже.
- Михаил Викторович, в 9-й статье Конституции РФ записано, что земля может быть государственной, частной...
- Да, мы это давно продекларировали, но целостными законодательными актами нигде не подкрепили. Теперь же подтверждаем, что наша Конституция соответствует нашему законодательству. Мы провозгласили концепцию развития России как государства, защищающего права собственности и развивающегося в рамках рыночной экономики. И Земельный кодекс - это последнее звено во всех сферах народного хозяйства, которое не было четко прописано и обозначено законодательными актами. После его принятия получается некое замкнутое правовое пространство, которое оберегает право собственности и концептуально двигает государство по пути рыночных отношений.