И В ПОЕЗДЕ ПЛОХО, И В МЕТРО...

На днях министр транспорта Стивен Байерс объявил о том, что правительство предпринимает меры для установления контроля над компанией Рейлтрак (дословно "Железная дорога"), которая владеет всей железнодорожной инфраструктурой Соединенного королевства.

По его словам, Рейлтрак находится на грани финансового краха и не сможет самостоятельно финансировать многочисленные проекты по ремонту и совершенствованию железных дорог страны. Долги компании составляют 3,3 миллиарда фунтов стерлингов. А стоимость акций компании на лондонской бирже сократилась за последний год в 6 (!) раз.
Теперь правительство возьмет компанию под свой административный надзор. Оно назначит специального управляющего (им, судя по всему, станет известная аудиторская и консалтинговая фирма "Эрнст и Янг") и будет иметь право постоянно контролировать расходы Рейлтрака.
В переводе с языка бюрократического на общедоступный речь идет о фактической национализации британских железных дорог. Правда, сам Стивен Байерс категорически против такого определения. Он подчеркивает, что компания останется частной, но превратится в своего рода "бесприбыльный трест", доходы которого не будут распределяться среди владельцев акций, а реинвестироваться в железные дороги. Но что это за такое "частное предприятие", которое не приносит прибыли владельцам, министр объяснять не стал.
Между тем британцы хорошо помнят, с какой помпой в начале 90-х годов тогдашнее консервативное правительство осуществило приватизацию железных дорог. Неимоверно разросшаяся и неэффективная государственная компания "Бритиш рейл" была рассечена на множество "лоскутков" и продана частным владельцам. Вся инфраструктура отошла к Рейлтраку, а поезда купили несколько вновь образованных компаний. Так возникли "Коннекс", "Вирджин", "Темзлинк" и другие.
Нынешнее решение правительства означает, что приватизацию проводить не стоило? С этим вопросом я обратился к бывшему управляющему компании "Бритиш рейл", а теперь профессору Бирмингемского университета Биллу Бредшоу.
- Это значит, что она была проведена как минимум неправильно, - ответил профессор, - совершенно очевидно, что нельзя было отделять друг от друга дороги и поезда. Это создало ненормальную ситуацию.
К тому же не были взяты в расчет состояние дорог, условия безопасности перевозки пассажиров. На первых порах все было прекрасно. Рейлтрак зарабатывала по миллиону фунтов стерлингов в день и приносила хорошие дивиденды своим акционерам. Но в 1999 году, после катастрофы в лондонском районе Лэдброук-Гроув, в результате которой погиб 31 человек, выяснилось, что система обеспечения безопасности пассажиров нуждается в кардинальном совершенствовании. А на это нужны новые миллиардные инвестиции.
Дальше - больше. В октябре 2000 года - катастрофа в Хэтфилде. Пассажирский экспресс на полном ходу сошел с рельсов. Четверо погибших, десятки раненых. Эта авария высветила проблему, о которой давно знали железнодорожники: рельсовое хозяйство нуждается в обновлении. На срочный ремонт железнодорожных путей по всей стране опять полетели миллиарды. Только на модернизацию линии Лондон - Глазго ушло шесть миллиардов фунтов. Стало ясно, что компания не сможет генерировать прибыль. Бирже это не понравилось, и курс акций Рейлтрака покатился вниз.
- Но что же будет теперь? Правительству придется взять все эти расходы на себя?
- Получается, что так, - говорит экономист Николас Смит, - деньги на реконструкцию компании пойдут из кармана налогоплательщика. Речь идет об очень крупных суммах. А поскольку у правительства сейчас много других непредвиденных расходов - война с терроризмом, ликвидация последствий вспышки ящура, эпидемия коровьего бешенства, - то очевидно, что на все сразу средств не хватит. Скорее всего, придется откладывать модернизацию железных дорог. Это означает, что планы правительства по 50-процентному увеличению числа пассажирских мест на железных дорогах в течение следующих 10 лет не будут выполнены. Что миллионам людей, которые ежедневно пользуются электричками и междугородными поездами, придется по-прежнему испытывать массу неудобств: опоздания, изменение расписаний, толчею в вагонах...
Для британцев и особенно для лондонцев эти новости неутешительны. Им и без того приходится каждый день страдать из-за безобразной работы столичного метрополитена. Теперь тает и надежда на комфорт в электричках.