11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИГРА В КЛАССИКИ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 12 Октября 2001г.

Спектакль "Петля", поставленный в модном театре "Модерн" Светланой Враговой и дебютирующим в

Спектакль "Петля", поставленный в модном театре "Модерн" Светланой Враговой и дебютирующим в театральной режиссуре известным киносценаристом Рустамом Ибрагимбековым, можно было бы по очевидной аналогии назвать и так - "Узел". И впрямь: события пьесы, написанной самим Ибрагимбековым, сплелись в спектакле в тугой узел, где сошлось личное и социальное, сиюминутное и историческое, серьезное и китчевое, ироничное и пафосное...
В центре сценической истории - судьба белогвардейского полковника Субботина (в прошлом ближайшего сподвижника князя Юсупова), горько мыкающего жизнь в Париже и ежеминутно вспоминающего проклятую и все равно любимую Россию. Он считает себя лично ответственным за тот исторический слом, который произошел с его родиной. Мол, то надо было сделать не так, это не эдак - глядишь, и не было бы всех этих кошмаров большевизма. Застарелые муки больной совести, крах веры, беспросветные денежные долги, горькое осознание потерянной любви, наконец, все чаще являющийся больному воображению полковника призрак Распутина (замечательный дебют Олега Масленникова) завязываются в такой поистине неразрешимый узел, что гонят главного героя спектакля из жизни - в ту самую обозначенную в названии петлю...
Знакомый сюжет, скажет читатель, и будет, разумеется, прав, но лишь отчасти. Ибрагимбеков и Врагова в своем спектакле даже не пытаются делать вид, что они "открывают" тему. Наоборот, слаженный дуэт сопостановщиков откровенно и лихо, с каким-то даже веселым вызовом "тасует" мотивы, знакомые нам по высокой русской классике. Вдумчивый зритель обязательно увидит в спектакле тонкие, не лобовые отсылки к литературе русской эмиграции, в частности, к Ивану Бунину (вспомним хотя бы его рассказ "В Париже"), к Михаилу Булгакову (есть что-то в главном герое, истово сыгранном Олегом Царевым, от Хлудова), к Достоевскому с его темой двойничества (ведь призрак Распутина - это не что иное, как "черная" сторона души самого полковника). Да и образ ротмистра Коновалова (Сергей Пинегин) - по первой видимости верного друга, а по внутренней сути изменника и предателя - навеян, как мне кажется, бессмертной фигурой Смердякова. Наконец, автор пьесы не устоял и от соблазна автоцитат - в спектакле мне отчетливо послышались отзвуки "оскароносного" фильма "Утомленные солнцем", где Рустам Ибрагимбеков, напомню, был сценаристом...
Знаю: эти игры в аллюзии и цитаты могут кого-то изрядно раздражать, кого-то наведут на мысли о вторичности, заемности пьесы, на мой же вкус, они создают в спектакле то высокое интеллектуальное, эмоциональное напряжение, которое оправдывает самые крутые, самые невероятные повороты сюжета, которыми изобилует это лихое сценическое действо. "Петлю" нельзя судить по законам психологической достоверности, а тем более по законам исторической правды, это спектакль-игра, спектакль-загадка, спектакль-коллаж, спектакль-коктейль, упакованный в яркую сценическую форму, чему немало способствует прекрасная музыка, особенно редкой пронзительности романс "Мы отечества не выбираем". Для Светланы Враговой, имеющей в своем послужном списке выдающиеся постановки, в частности, "Катерину Ивановну" по Л. Андрееву, "Петля", может быть, и не такое уж "знаковое" событие. Для Рустама Ибрагимбекова, давно не писавшего для театра и никогда в нем прежде не ставившего, спектакль может стать поворотным пунктом его творческой биографии. Ведь магия сцены так же заразительна, как и магия экрана.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников