07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕБЕСНЫЙ ПОЖАРНЫЙ

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 12 Октября 2001г.
Авиалесоохране РФ нынешним летом исполнилось 70 лет.Однако ситуация с лесными пожарами сложилась такая, что юбилей решили не отмечать. Начальник научно-технического отдела Авиалесоохраны, заслуженный лесовод России Эдуард ДАВЫДЕНКО дал интервью нашему корреспонденту, как говорится, в пожарном порядке.

- Эдуард Павлович, говорят, вы самый заслуженный ветеран Авиалесоохраны, работаете здесь уже 40 лет.
- 41. Пришел сюда после окончания Лесотехнической академии в Ленинграде. Учился у профессора Георгия Самойловича, который в свое время был первым летчиком-наблюдателем в нашем ведомстве. Вместе с пилотом Сергеем Румянцевым они составляли первый экипаж самолета У-2, с которого летом 1931 года начиналась авиационно-лесная служба. Сейчас у нас 22 авиационных подразделения по всей стране. На смену "уточкам" пришли Ан-24 и Ан-26, "амфибии" Бе-12, вертолеты Ми-2 и Ми-8... Авиалесоохрана располагает сотней специальных воздушных судов.
- Этого достаточно?
- Не всегда. В пожароопасный сезон, случается, арендуем до 250 самолетов и вертолетов дополнительно... Малая авиация оказалась нерентабельной в условиях рынка. Мы вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, перевозить пассажиров и грузы, выполнять заказы фирм. Наши коллеги в Карелии, например, возят туристов на Кижи и Валаам, на охоту и рыбалку. Основную часть заработанных таким способом денег вкладываем в развитие авиабазы. Этих средств не хватает, и, к сожалению, приходится нарушать технологические нормы. Пожароопасный район порой инспектируется один раз в два-три дня, зачастую очаг не удается обнаружить и ликвидировать в самом начале, и пожар быстро набирает силу. Нынешнее лето выдалось очень напряженным: горели Мурманская область, Кольский полуостров, Чита, Алтай, Архангельская область, Коми. Огонь прошел более 300 тысяч гектаров.
- Значит, все эти лесные гектары погибли в огне?
- Не совсем так. Пожары бывают разные - верховые, когда горят кроны деревьев, низовые, когда задеты стволы, корни... Бывают пожары-санитары, которые приносят лесу пользу. Есть так называемые встречные пожары, которые могут остановить стихию. Это - наши "добровольные помощники".
- У вас опасная служба. Наверное, лесные пожарные иногда погибают в огне...
- Бывает и такое. В 1979 году в Хабаровском крае погиб замечательный человек, начальник парашютно-пожарной службы Авиалесоохраны Борис Хибарин. Его вертолет вошел в дымовую завесу и врезался в сопку... Бывает, гибнут парашютисты, неудачно приземлившись прямо в огонь. В этом году сгорел пожарный в Ростовской области.
- А вы сами горели?
- И не раз. В Иркутской области в начале 70-х был грандиозный пожар - кромка сплошного огня тянулась более чем на 50 километров. Мы не спали сутками, рубили просеки, делали встречные палы. Тогда я сильно отравился дымом... А в 1968 году мы упали на самолете в лес.
- Прямо в огонь?!
- Нет, прямо в снег. Его там оказалось по пояс. Дело было в Калининской области, я в качестве инструктора с двумя курсантами совершал учебный полет. И вдруг отказал двигатель. Упали, правда, мягко, никто не пострадал. А средств связи - никаких. Сидим мы в этом лесу и не знаем, как быть. Зимняя форма летчика - теплый тулуп, ушанка и унты, как раз на такой случай. А я был в легких ботиночках. К счастью, нас обнаружил и подобрал специально высланный поисковый самолет Ан-2.
- Вы возглавляете научно-технический отдел. Я вижу на стенах какие-то дипломы, сертификаты... За изобретения?
- Вот это - международный сертификат и диплом о награждении серебряной медалью на выставке в Брюсселе, где мы показывали водосливное устройство вертолета. Это устройство более эффективно, чем канадский "бэмби-бакет", применяемый во всем мире. У канадцев это просто металлический трос, а на нем бак, которым они зачерпывают воду из озера или пруда, а потом переносят ее в очаг пожара. У нас примерно то же, но мы подаем в бак небольшое количество специального загустителя, хранящегося на борту вертолета. Это обеспечивает повышение эффективности тушения пожара в 2 раза. Наша разработка недавно прошла испытания в Карелии.
А в основном пользуемся, конечно, старой авиатехникой. Новые машины покупать не на что. Старенькие "Аны" приспосабливаем под самолеты-танкеры. Они летают низко и медленно, воды на борт берут немного - до 1200 литров. Зато всю эту воду аккуратно выливают в очаг пожара. Суперсовременные самолеты-огнетушители летят значительно выше, с большими скоростями, и хотя могут вылить в очаг значительно больше воды, но часто промахиваются, в лучшем случае лишь половина жидкости достигает цели. Так что наши "небесные тихоходы" еще пригодятся...
- Я вижу из окна спутниковую антенну. Она вам для чего?
- Мы получаем информацию с космических спутников, предупреждаем наши подразделения об опасности. По нашим заявкам специалисты разрабатывают долгосрочные прогнозы. Например, эта осень ожидается пожароопасной для Воронежской области, Бурятии, Амурской области, а чрезвычайная ситуация прогнозируется для Хабаровского края и северной части Приморья.
- Вы говорили о международных связях. Сотрудничество с нами выгодно американцам?
- Очень даже выгодно. Они проходят у нас стажировку, им очень нравятся многие наши разработки. Скажем, они переняли нашу идею устройства парашюта. Я считаю, что в России соображают лучше. Только вот внедрить свои изобретения мы почему-то не всегда можем...
- Эдуард Павлович, по знаку зодиака вы - скорпион, "водный" знак. Огонь, значит, не любите?
- Я люблю и воду, и огонь. В воде себя прекрасно чувствую, а огонь меня, как и многих, завораживает, зачаровывает. Но любая стихия, как бы она привлекательна ни была, таит в себе опасность. Я потратил много сил, чтобы научиться управлять огненной стихией. Теперь хочу научить этому других. Сила человека не в том, чтобы победить, покорить природу, а в том, чтобы жить с ней в гармонии, без серьезных ошибок и конфликтов. Такие ошибки нам очень дорого стоят.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников