ХРОМА И МАРГАНЦА НЕТ, ЗОЛОТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ,

Сегодня природное сырье обеспечивает 70 процентов валового национального продукта, при этом значительная часть добытого вывозится за границу. На эти деньги в основном и живет Россия.Но так ли мы богаты, чтобы продавать содержимое своих недр, которое относится к невосполнимым природным ресурсам? Этот вопрос корреспондент "Труда" задала Евгению СЕМЕНОВУ, доктору геолого-минералогических наук, главному научному сотруднику Минералогического музея РАН имени А.Ферсмана.

- Евгений Иванович, хочу начать с письма заслуженного геолога России профессора Н.Запивалова, которое недавно опубликовано в "Труде": "Сегодня идет хищническая добыча того, что было разведано нашим поколением. Через 20 - 30 лет закончатся нефть, серебро, золото, уран". А ведь нас всегда уверяли, что полезными ископаемыми Россия обеспечена чуть ли не на сотни лет вперед?
- Не все так плохо. Но то, что мы обеспечены всеми полезными ископаемыми на десятки и сотни лет, - миф. Их запасы находятся в основном в бедных месторождениях труднодоступных районов Северной Сибири и Дальнего Востока. Начнем с нефти. Я думаю, при нашем сегодняшнем отношении к ней разведанные запасы закончатся раньше - лет через 15. Самое крупное месторождение нефти на Оби в Самотлоре уже выработано. Урана нам хватит не более чем на 10 - 12 лет, так как работает только один рудник в Приаргунье, а складские запасы почти исчерпаны. Золото, правда, есть, но не рассыпное, на котором держалось богатство России, а так называемое коренное - в твердых скалах, где добывать его крайне трудно. Что касается другого природного сырья, то после развала СССР многое осталось за границей. Марганец, графит, титановые руды - на Украине, хромит, барит - в Казахстане. Все это теперь надо покупать за валюту. А собственных изыскательских работ почти не ведем - нет денег. Разведка в труднодоступных районах требует огромных средств.
- Почему бы нам по примеру Норвегии не исследовать морское дно? Ведь там - и нефть, и газ, и другое.
- Знаете, сколько стоит платформа, которую надо установить, чтобы качать нефть с морского дна? Миллиарды долларов. И тем не менее, насколько мне известно, такие работы пять лет назад начались. Платформа строится в Северодвинске. Между прочим, Норвегия, где в отличие от России недра принадлежат государству, за счет нефти и газа вышла на первое место в мире по уровню жизни населения.
- В список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о запасах которых составляют государственную тайну, попали не только нефть, газ и никель, но еще, к примеру, ниобий, тантал. Что это за металлы, где они используются?
- В российском списке стратегического сырья всего 10 наименований, а в США в подобном документе - 107. Такой список существовал и при советской власти, и тогда эти сведения действительно были недоступны. Но в начале 90-х чиновники от геологии продавали карты и отчеты за копейки. Так что скрывать уже почти нечего. Ниобий нужен при выплавке стали для трубопроводов: даже добавки в сотые доли процента повышают ее прочность, особенно в условиях вечной мерзлоты. Ниобий, как и тантал, - он тоже нужен металлургической промышленности, добывается в Ловозерском щелочном массиве на Кольском полуострове, но производство часто останавливалось. Начиналась разработка Татарского месторождения ниобия на Енисее. Пока в мелких полустарательских масштабах.
- А угля у нас много?
- Очень. Разведанные запасы, по данным Минприроды, составляют 200 млрд. тонн. По требованию МВФ более 200 шахт в России закрыты как нерентабельные, и в недрах осталось 6 млрд. тонн высококачественного угля. Результат известен - Дальний Восток, буквально "сидящий" на топливе, чуть не замерз. Иностранные консультанты не учли наших расстояний и климатических условий. К сожалению, мы залили шахты водой, а это значит, восстановлению они не подлежат. И еще одна деталь: когда Англия освобождалась от своих нерентабельных угольных шахт, каждому уволенному горняку выдавалось приличное пособие, чтобы он мог начать собственное дело. А мы своих шахтеров и рабочих выгнали с ничтожным пособием по безработице или вообще без денег.
- Как у нас обстоит дело с добычей алмазов?
- В Якутии - успешно, там ведутся изыскательские работы. Между прочим, богатейшие якутские месторождения алмазов открыли в основном женщины - минерологи Лариса Попугаева, Екатерина Елагина, Наталья Сарсадских и Наталья Кинд. А сравнительно недавно геологи обнаружили алмазы в Архангельской области и уже приступают к эксплуатации месторождения. Но вы имейте в виду, что значительная часть всех камней хоть в Якутии, хоть в Архангельске - технические: непрозрачные, мелкие, в трещинках и для нужд ювелирной промышленности не годятся. При огранке в бриллианты ценятся бесцветные, голубые или розовые алмазы. Они - редкость.
- Правда, что Россия единственная страна, где добывается полудрагоценный поделочный камень чароит?
- Совершенно верно. Он встречается на реке Чаре, на границе Якутии и Иркутской области и бывает переливчатым темно-сиреневым, фиолетовым разных оттенков. Месторождение чароита открыли иркутяне супруги Роговы. В любой другой стране они были бы обеспеченными людьми, а у нас, стыдно говорить, для Роговых нашлись только вакансии сторожей. Выступая по телевидению, жаловалась на нищету одна из открывательниц якутских алмазов Елагина. Так что самим геологам от их открытий ничего не досталось. Влачат нищенское существование и прикладные геологические институты, и если сегодня не поддержать российскую геологию, завтра изыскательские работы просто некому будет вести.
- Лет 20 назад были очень популярны украшения с рубинами, александритами, сапфирами. Но когда потом их владельцы приходили в комиссионные магазины, то очень удивлялись: камни-то не настоящие, не природные, а искусственные, выращенные.
- Действительно, основа этих камней - корунд - окись алюминия с добавлением хрома и других примесей. Они придают камням разную окраску. Не хочу вас огорчать, но и сегодня в магазинах полно синтетики. Особенно сапфиров: 90 процентов того, что продается, - фальшивки. Природный стоил бы в десятки раз дороже. Ученые уже научились выращивать и алмазы весом до пяти карат. Синтетику трудно отличить от природных собратьев. Поэтому теперь на ювелирных фабриках настоящие бриллианты начинают метить лазером. А вот к каким уловкам прибегают в Украине, где добываются желто-зеленые бериллы. Их нагревают, и когда они меняют цвет на голубой, выдают за аквамарины, которые, кстати, часто путают с голубыми топазами. С топазами - другая история. Для получения более яркого, насыщенного цвета их подвергают облучению. А вот недорогие поделочные минералы - лазурит, родонит, как правило, натуральные. Как и гранаты. Они бывают не только красными, их называют альмандинами и спессартинами, но и зелеными - это уваровиты и даже черными - андрадиты.
- О каких камнях писал Куприн в "Гранатовом браслете"?
- То были альмандины и уваровиты.
- И последний вопрос: на Луне случайно нет золота или алмазов?
- Золото и алмазы вряд ли там есть, а вот титана много.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ:
Каждый год российские геологи открывают примерно 70 минералов.
По данным Минприроды, Россия продает за границу 90 процентов добываемой меди, 97 процентов никеля, 99 процентов алюминия.
Золото сегодня добывают 600 мелких фирм и артелей, в то время как прежде золотодобычей занимались 13 крупных государственных предприятий.
Мы значительно отстаем от развитых стран по добыче и потреблению элементов, необходимых в высоких технологиях: циркония, тантала, ниобия, стронция, лития, бериллия.