ЧЕХОВ В ПОЛЬШЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ В ЦЕНЕ

Международный театральный фестиваль "Балтийский дом", возникший двенадцать лет назад, за годы своего существования стал настолько популярен в Балтийском регионе, что теперь делегирует своих участников для творческих поездок по этим странам.Началось это два года назад, когда видные театральные деятели сели в автобусы и отправились в турне по городам Прибалтики. На этот раз участники фестиваля посетили польский город Гданьск.

Не буду описывать все прелести наших дорог, но как только мы въехали на территорию Польши, то сразу почувствовали себя в Европе. Там нас уже ожидал известный театровед Анджей Журовски, много сделавший для того, чтобы нашу делегацию в Гданьске приняли на высоком уровне.
К сожалению, в течение последних десяти лет деятели русского театра редко бывают в Польше, поскольку отношения между нашими странами, скажем так, вполне сдержанные. В Гданьске до сих пор помнят крайне негативную реакцию Москвы на возникшее в начале 70-х годов профсоюзное движение "Солидарность"... Теперь у каждого государства своя идеология, свой исторический путь. И в то же время по своему менталитету Польша и Россия остаются близкими державами. Особенно это чувствуется, когда попадаешь на спектакли польских театров, где по-прежнему с большим пиететом относятся к русской классике, системе Станиславского, художественным открытиям Мейерхольда, Вахтангова... В свою очередь, мы тоже очень много берем из творческого наследия великих польских режиссеров Ежи Гротовского, Анджея Вайды, Конрада Свинарского.
Сегодня польский театр переживает непростые времена - не столько в экономическом плане, сколько в поиске контактов со зрителем. Поэтому приходится искать такие художественные формы, которые бы привлекли и далеких от театра людей. Как это не покажется странным, но в последнее время польская молодежь предпочитает смотреть публицистические спектакли на самые злободневные темы, в том числе о войне. Например, спектакль "Бочка с порохом" македонского автора Деяна Дуковского, рассказывающий о балканской трагедии, сегодня оказался самым посещаемым в театре "Выбжеже". Пока неизвестно, как публика прореагирует на чеховскую "Чайку" в постановке 28-летнего Гжегожа Вишневского, ибо нашу делегацию пригласили на аванс-премьеру, но по крайней мере режиссерская трактовка пьесы своеобразна и неожиданна. Действие спектакля происходит в наши дни, где люди как бы пытаются строить новую жизнь и быть хозяевами собственной судьбы, но у них это плохо получается, так как внутренне не готовы к переменам.
Чего не скажешь о самих работниках театров. Они добились того, чтобы их полностью субсидировали воеводства. И не по остаточному принципу, как у нас, а с полным уважением к традициям великого польского театра. В Тильзит-театре в родном нашем городе Советске, куда мы заехали по дороге в Польшу и посмотрели спектакль Евгения Марчелли "Отелло", актеры получают по 2 тысячи рублей. А в Гданьске, для сравнения, служители Мельпомены имеют в месяц от 700 до 900 долларов.
...Возвращаясь после двухдневного визита из Гданьска и стоя на русской таможне, куда выстроилась многокилометровая очередь легковых машин из Польши, мы прибегли к давно испытанному способу: выставили впереди себя народного артиста России Вадима Яковлева, когда-то исполнившего главную роль в фильме "Таможня". Благодаря Яковлеву мы быстро оказалась на родной земле, о чем сразу же догадались по колдобинам и ухабам на дорогах.