Не буду описывать все прелести наших дорог, но как только мы въехали на территорию Польши, то сразу почувствовали себя в Европе. Там нас уже ожидал известный театровед Анджей Журовски, много сделавший для того, чтобы нашу делегацию в Гданьске приняли на высоком уровне.
К сожалению, в течение последних десяти лет деятели русского театра редко бывают в Польше, поскольку отношения между нашими странами, скажем так, вполне сдержанные. В Гданьске до сих пор помнят крайне негативную реакцию Москвы на возникшее в начале 70-х годов профсоюзное движение "Солидарность"... Теперь у каждого государства своя идеология, свой исторический путь. И в то же время по своему менталитету Польша и Россия остаются близкими державами. Особенно это чувствуется, когда попадаешь на спектакли польских театров, где по-прежнему с большим пиететом относятся к русской классике, системе Станиславского, художественным открытиям Мейерхольда, Вахтангова... В свою очередь, мы тоже очень много берем из творческого наследия великих польских режиссеров Ежи Гротовского, Анджея Вайды, Конрада Свинарского.
Сегодня польский театр переживает непростые времена - не столько в экономическом плане, сколько в поиске контактов со зрителем. Поэтому приходится искать такие художественные формы, которые бы привлекли и далеких от театра людей. Как это не покажется странным, но в последнее время польская молодежь предпочитает смотреть публицистические спектакли на самые злободневные темы, в том числе о войне. Например, спектакль "Бочка с порохом" македонского автора Деяна Дуковского, рассказывающий о балканской трагедии, сегодня оказался самым посещаемым в театре "Выбжеже". Пока неизвестно, как публика прореагирует на чеховскую "Чайку" в постановке 28-летнего Гжегожа Вишневского, ибо нашу делегацию пригласили на аванс-премьеру, но по крайней мере режиссерская трактовка пьесы своеобразна и неожиданна. Действие спектакля происходит в наши дни, где люди как бы пытаются строить новую жизнь и быть хозяевами собственной судьбы, но у них это плохо получается, так как внутренне не готовы к переменам.
Чего не скажешь о самих работниках театров. Они добились того, чтобы их полностью субсидировали воеводства. И не по остаточному принципу, как у нас, а с полным уважением к традициям великого польского театра. В Тильзит-театре в родном нашем городе Советске, куда мы заехали по дороге в Польшу и посмотрели спектакль Евгения Марчелли "Отелло", актеры получают по 2 тысячи рублей. А в Гданьске, для сравнения, служители Мельпомены имеют в месяц от 700 до 900 долларов.
...Возвращаясь после двухдневного визита из Гданьска и стоя на русской таможне, куда выстроилась многокилометровая очередь легковых машин из Польши, мы прибегли к давно испытанному способу: выставили впереди себя народного артиста России Вадима Яковлева, когда-то исполнившего главную роль в фильме "Таможня". Благодаря Яковлеву мы быстро оказалась на родной земле, о чем сразу же догадались по колдобинам и ухабам на дорогах.