Если смотреть со стороны Мурманска и с берега города Колы мост просто потрясает воображение. Он кажется настолько изящным, что будто парит над рекой Туломой. Трудно поверить, что это то самое грандиозное сооружение, которое соединит две части Кольского полуострова. Но лишь только мы с заместителем начальника Мурманскавтодора Виктором Ласточкиным подъехали поближе, все встало на свои места. Мост действительно впечатляет. Длина - 1613 метров, ширина проезжей части - 15 метров. Четыре полосы для автотранспорта плюс полосы безопасности и тротуары.
Сооружения этого моста в Мурманске ждали давно. Старый через реку Тулома был построен полвека назад и практически исчерпал свой ресурс как по долговечности (потеря грузоподъемности), так и по пропускной способности и безопасности. Многотонную технику по нему пропускают только в одиночном порядке. Существуют ограничения по габариту. Зимой в сильные морозы мост закрывают, чтобы не рисковать.
Когда в 2001 году ремонтировали старый мост и машины шли только по одной стороне, выстраивались огромные очереди. На четыре километра пути от поселка Дровяной до города Колы автомобилисты тратили почти 3 часа. А другой дороги нет - только через мост.
Это не региональный проект. Мост через Тулому обеспечит связь Мурманска с северо-западной частью области и со странами Скандинавии. Подобного по масштабам сооружения за Полярным кругом больше нет.
Возведением моста занимались 11 подрядных организаций. С конца лета работы велись круглосуточно. На проезжую часть заливали асфальтобетонное покрытие. Чтобы качество смеси отвечало технологическим требованиям, из Кандалакши на место стройки привезли передвижные асфальтовый и бетонный заводы.
- Это самый практичный вариант, - говорит Виктор Ласточкин. - Он позволяет соблюдать рецептуру смеси, температурный режим - 140 градусов. Если меньше, то смесь из асфальта и бетона ляжет комками, если больше - наоборот, просто вытечет. А заполярные условия предъявляют жесткие требования к качеству.
- Виктор Георгиевич, длина моста почти два километра. Как будете следить за пропускным режимом, охранять объект?
- Видеокамеры будут передавать изображение на пульт контроля днем и ночью. На аварийные ситуации надо немедленно реагировать.