СНИМАТЬ КИНО В РОССИИ

В Баку завершилсяVII Международный кинофестиваль "Восток-Запад", на котором(в отсутствие конкурса) были представлены фильмы с уже сложившейся фестивальной судьбой из России, Франции, Венгрии, Сербии, Казахстана, Таджикистана, Грузии, стран Балтии...

Этот форум в Баку ждали с интересом. Там до сих пор добрая половина местных газет издается на русском языке (как и главный толстый журнал страны "Литературный Азербайджан"), а многие русскоязычные школы сохранили свой статус. Жаль только, что с прокатом российских фильмов не все в порядке. Отчасти поэтому на показе фестивальных картин, дублированных по-русски, наблюдался ажиотаж. Гостей принимали с бакинским радушием. Президент фестиваля известный драматург Рустам Ибрагимбеков угощал всех красным вином из собственного винограда, выращенного в предместье древнего города Шамахи (оттуда пушкинская Шамаханская царица).
В рамках фестиваля прошел любопытный семинар "Продюсирование малобюджетных фильмов для европейского проката", на котором была презентована одна молодая кинокомпания из Киргизии, строящая свою работу в расчете на европейские инвестиции. В ее бизнес-плане значатся такие будущие свершения, как "подарить миру 10 фильмов-шедевров", "основать уникальную киношколу" и быстро "заработать 10 миллионов долларов". В этих прекраснодушных проектах сильно усомнились российские продюсеры. Сергей Сельянов ("Брат", "Особенности национальной рыбалки", "Мама не горюй") и Игорь Каленов ("Отец и сын", "Солнце") рассказали о своем опыте сотрудничества с Европой, где российское кино не ждут, норовят скупить за бесценок, а проценты от проката вообще никогда не платят. Если европейские фонды и дают деньги нашему постановщику, то требуют, чтобы он их потратил в Европе, где цены в сфере кинопроизводства превышают российские в несколько раз. Тему продолжила режиссер и продюсер своих фильмов Лариса Садилова, чей фильм "Требуется няня" был показан в фестивальной программе. Садилова принципиально не работает с зарубежными инвесторами, поскольку иностранцы "вкладывают 3 копейки, а хотят прибрать к рукам всю прибыль". Для своих проектов Лариса выискивает внутренние резервы. Такие, например, как хорошие отношения с губернатором Орловской области Егором Строевым, по распоряжению которого ее съемочная группа бесплатно обеспечивается транспортом, бензином, питанием - а это составляет весьма существенные статьи расходов в бюджете фильма.
Не подвела "Восток-Запад" изменчивая в октябре бакинская погода. В уже слегка неспокойном Каспийском море московские гости с удовольствием поплавали, ловя на себе полные ужаса взгляды теплолюбивых бакинцев, купальный сезон для которых закончился почти месяц назад. Поплескался в Каспии и Павел Лунгин, чей совместный с французами фильм "Бедные родственники" открывал фестиваль. Кроме приза "За вклад в развитие евразийского кинематографа", режиссер получил в подарок картину-инсталляцию работы одного бакинского художника. На вопрос, где он ее повесит: в парижской квартире или в московской, автор "Свадьбы" и "Олигарха" ответил, что с семьей уже "тихо" перебрался в Москву. Лунгин уверен, что "настоящая жизнь, искусство, темы, деньги - сейчас не в Европе, а в России".