ФАМИЛЬНОЕ СЕРЕБРО

В открытой экспозиции музеев Кремля находится лишь10 процентов того, чем они владеют. Остальные 90 - в хранилищах, куда рядовым посетителям входа нет. Как пополняется музейная коллекция, что находится в запасниках Кремля, увидим ли мы когда-нибудь эти вещи? Об этом корреспонденту "Труда" рассказывает заместитель генерального директора, главный хранитель музеев Московского Кремля Ольга МИРОНОВА.

- Ольга Ивановна, недавно в Кремле прошла выставка новых поступлений. Каким образом в музеи такого уровня, как ваши, попадают экспонаты?
- В основном покупаем их у частных лиц, на аукционах. Конечно, это вещи экстра-класса и стоят очень дорого. В прошлом году, например, мы приобрели коллекцию парадного костюма ХIХ века, принадлежащую семье герцогов Лейхтенбергских - интереснейшие придворные платья, изумительные ювелирные украшения, перчатки, их, кстати, 25 пар, около 20 зонтов. Все - в отменном состоянии. Эти экспонаты поступили к нам из частного собрания. Среди покупок последних лет - карманные часы, украшенные синей эмалью и гербом России, которые подарил Федору Ивановичу Шаляпину Николай II. Говорят, вначале царь преподнес певцу другие часы - золотые, с розочками. Шаляпин вернул их, потребовав подороже. История гласит, что "обмен" без лишнего шума произвел директор императорских театров Теляковский - большой дипломат. Часы мы купили у потомков певца. Иногда нам делают подарки. Патриарх Алексий II передал церковное убранство, президент России В.В.Путин подарил два набора златоустовского оружия. Легендарный конструктор оружия Калашников - кортик, фирма "Алроса" - серебряные пасхальные яйца и золотую в стиле "модерн" панагию ХIХ века, подобной которой нет ни в одной коллекции.
- А яйца Фаберже из коллекции бизнесмена Виктора Вексельберга попали-таки в Оружейную палату?
- Нет.
- Но ведь он собирался подарить их вам!
- Все, очевидно, неправильно поняли владельца. В коллекции Вексельберга 15 яиц, из них 9 - императорских, они выставлялись в Кремле в течение двух месяцев, потом выставка уехала в Екатеринбург, Санкт-Петербург. На этом публичный показ в России закончился. Какова будет дальнейшая судьба этих раритетов - дело Вексельберга. Это его собственность. В прошлом году в Россию приезжал другой известный бизнесмен Артем Тарасов и привозил из Англии, из частной коллекции, диадему фирмы Болина. Существовало три таких диадемы, две после революции были переделаны, сохранилась лишь одна - с бриллиантами и рубинами "голубиная кровь". Она-то и вернулась ненадолго в Россию, мы видели эту вещь. К сожалению, сюда она тоже не попала. Знаю, что Тарасов диадему так и не купил, а мы не можем себе этого позволить. Слишком велика цена.
- А рядовые россияне что-то дарят музеям?
- В прежние годы дарили неплохие вещи, сейчас все просят деньги. Несколько лет назад мы приобрели золотые, с эмалью часы работы Фаберже. Недавно взяли на закупку прекрасные французские фарфоровые чашки ХIХ века. Есть любопытное предложение из Германии от нашей бывшей соотечественницы - приобрести у нее ювелирные изделия конца XIX - начала XX века.
- Случались ли ошибки при оценке экспонатов?
- От ошибок никто не застрахован, но у нас в музее очень опытные сотрудники, и если вещь вызывает сомнения, то они обязательно консультируются с коллегами из других музеев. Нам попадались поддельные каменные скульптурки и серебряные изделия "под Фаберже". Мы видели поддельные клейма на оружии. Часто подделывают живопись. Много тайн хранят в себе иконы. Бывает, под изображением находится еще одно, более древнее. В ХIХ веке все иконы были темными из-за того, что олифа быстро темнела, и на доску наносилось новое изображение. Поэтому иконы, поступающие к нам, особо тщательно исследуются, просматриваются в ультрафиолете.
- В открытой экспозиции Кремля представлена лишь небольшая часть экспонатов. Остальное - в хранилищах. Что там за вещи, и увидим ли мы их?
- Если точнее, в открытом доступе 10 процентов того, чем владеют музеи Московского Кремля. Такая картина во всех больших музеях мира. Показать больше мы не можем из-за малых экспозиционных площадей. А хотелось бы, чтобы посетители увидели полностью лучшее в мире собрание западноевропейского серебра, коллекцию оружия, прелестные изделия из стекла и фарфора, ткани, коллекцию современного ювелирного искусства. Иногда мы разрешаем работать в хранилище исследователям, коллегам из других музеев, художникам-ювелирам. Кое-что увидеть можно на выездных выставках, там как раз бывают представлены вещи из фондов. Недавно была прекрасная, приуроченная к Пасхе выставка, где демонстрировались в том числе и экспонаты из запасников. На выставке "Царская охота", прошедшей недавно в Перми и Кирове, были вещи из хранилища. Возможно, мы отправим на показ некоторые экспонаты в Самару, Нижний Новгород, Ижевск.
- В провинцию отправляются подлинные вещи?
- Конечно! У нас вообще копий нет. Посетители обычно спрашивают: "Шапка Мономаха настоящая?" Шапка подлинная, меняем только мех, он выцветает и выгорает, а золоту с жемчугом уже несколько веков.
- После революции многие экспонаты были распилены, сломаны, разобраны на отдельные детали. Сколько таких фрагментов в запасниках Московского Кремля и удается ли реставраторам хоть что-то восстановить?
- В 20-е годы прошлого века было уничтожено много вещей, до сих пор рассекречены не все документы, не ясно, что именно и куда ушло и какие фрагменты остались на хранении. У нас, к примеру, хранились разрозненные серебряные детали. Хранитель коллекции решила разобраться, что это могло быть? Оказалось, фрагменты крышки раки Кирилла Белозерского. В России всего три такие крышки. Две из них хранятся в Оружейной палате, в том числе восстановленная. Из поступивших в 20-е годы на хранение серебряных деталей восстановили Евангелие XVIII века. Самой книги нет, но ее серебряный оклад теперь имеет экспозиционный вид. У нас работает группа "Исторический некрополь", которая по кусочкам ткани, фрагментам украшений восстанавливает погребальные одеяния великих русских княгинь и цариц. Ткани живут долго, хотя нуждаются в определенном температурном режиме и не любят яркого света. Выгоревшую ткань "оживить" нельзя, вся одежда, которая представлена у нас, на самом деле была намного ярче и богаче оттенками цвета.
- Извините, за нескромный вопрос: а как обстоит дело с нижним бельем? Что носили царские особы?
- Белье очень ценно, его сохранилось мало, у нас в экспозиции и в хранилище есть образцы мужского белья, женские чулки. В XVIII - XIX веках и мужчины, и женщины носили одинаковые нательные нижние рубашки, мужчины надевали еще и порты, наподобие кальсон, а женщины - длинные, широкие панталоны. Только в конце XIX века дамы стали носить батистовые или шелковые рубахи.
- В следующем году музеям исполняется 200 лет. Праздничная программа готова?
- Почти, но работы еще очень много. У нас открылся еще один выставочный зал на территории Кремля, в палате XVII века. Надеемся, что успеем выпустить электронный каталог всего собрания музеев, где будут все вещи - из экспозиции и из запасников.
- А что если вход в эти дни сделать бесплатным?
- Хотите попасть к нам бесплатно, приходите 18 мая, в День музеев.