АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Вчера представители регионов и предприниматели высказали на совещании в Торгово-промышленной палате (ТПП) серьезные опасения за состояние дел на алкогольном рынке. После внесения поправок в законы о качестве пищевых продуктов и госрегулировании производства и оборота крепких напитков, которые вступят в силу с нового года, за алкогольным рынком фактически не будет никакого контроля. Тогда от паленой отравы станут умирать не 40 тысяч граждан в год, а куда больше.

Как известно, тема контроля за оборотом алкоголя - не новая. К региональным маркам претензии были давно. Во-первых, их часто подделывали. Во-вторых, некоторые местные чиновники с их помощью закрывали доступ алкогольной продукции из других регионов. В-третьих, получив право контролировать оборот и качество спиртного, на местах так и не навели в этом деле порядка. Зато система поборов, "откатов" действует безотказно.
И вот теперь, в связи с изменением законодательства, с 1 января 2006 года субъекты Федерации лишаются полномочий по контролю за качеством алкогольной продукции. Будут упразднены региональные акцизные склады, марки, и только федеральные органы власти (Роспотребнадзор) станут осуществлять функции контроля и надзора над "высокоградусным" оптовым рынком. Местным останется пригляд за розницей.
Естественно, региональные власти такая ситуация не устраивает. Заместитель руководителя департамента потребительского рынка Москвы Владимир Слепак возмущается: почему Москва не может сама контролировать ситуацию в своем оптовом звене, а должна заниматься проверкой на этапе, когда продукция, по сути, уже у потребителя? Почему не изучены "алкогольные" законы в других странах, а спешно принимаются такие, которые обеспечивают сбор акцизов в федеральный карман и либерализацию рынка, но никак не здоровье и безопасность народа?
Представители других регионов (Тюмени, Тамбова, Санкт-Петербурга) были менее эмоциональны, но высказались тоже вполне определенно: настоящий контроль можно обеспечить только общими усилиями. Тем более в регионах накопился опыт надзора за этим рынком. А справится ли Роспотребнадзор - еще вопрос. Эта структура ведь в стадии становления.
И вообще, как показало совещание, мы имеем дело с какой-то "алкогольной зависимостью". Уж сколько лет новые законы пишутся, а все невпопад. Даже сертификаты соответствия почему-то выдаются не на партию конкретной продукции, а на определенные ее наименования, притом сроком на три года. Органы сертификации не отбирают пробы, а исследуют представленные производителем. То есть ищут иголку в стоге сена. Не говоря уже о том, что сертификаты в России слишком легко фальсифицируются.
Есть и другие вопросы. Как федеральные органы могут организовать системный контроль за качеством продукции, если они имеют право проводить проверки не чаще одного раза в два года? А закрыть предприятие, которое будет поить народ низкосортным спиртным, можно только через суд, нет даже механизма изъятия отравы из обращения.
В ТПП исходят из того, что государство обязано защищать и своих законопослушных товаропроизводителей, и потребителей. Производители с этим согласны. Вот только к кому обращаться, чтобы защитить рынок от подделок?
Павел Шапкин, глава Национальной алкогольной ассоциации:
- Вот увидите - с января на рынке будет "революционная каша". После новогодних праздников производители и оптовики побегут менять лицензии. Начнется чехарда. Будет еще продаваться непроданный алкоголь с региональными акцизными марками (его ведь весь сбыть не успеют) и с новыми, федеральными. Проверяющие органы окажутся в тупике: какие требования им предъявлять к маркировке? Естественно, в период неразберихи увеличится вал паленого спиртного... Но все-таки хочется надеяться, что хотя бы потом жизнь все расставит по своим местам.