БОРИС ГАЛКИН: ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

Для молодого поколения зрителей Борис Галкин - в первую очередь отец популярного "дальнобойщика" Влада Галкина. Старшее поколение знает Бориса Сергеевича как культовую фигуру советского кино, человека-легенду. Он сыграл во многих популярных отечественных лентах - "В зоне особого внимания", "Люди в океане", "Ожидание полковника Шалыгина". А с фильма "И будем жить" началась режиссерская карьера замечательного артиста. Сейчас Борис Сергеевич в кино снимается редко. Одна из главных задач для него, одного из ведущих преподавателей актерского факультета театрального института, - воспитать молодое поколение хороших актеров.

Я снимаюсь мало, потому что сюжеты современного кинематографа мне малоинтересны. Но если история нравится и близка, то соглашаюсь. Например, сейчас снимаюсь в картине "07 меняет курс" - это военная картина, о терроризме. Однако на съемках я бываю строптивым. Если чего-то не понимаю в сценарии, какие-то действия персонажа кажутся лишенными логики, я буду добиваться ясности у режиссера. И он в итоге либо соглашается с моими предложениями и вносит поправки, либо я ухожу. Я не спорю. Причем это принципиальный вопрос, один из самых главных в нашей профессии. Актеры должны требовательно относиться к режиссерам - только тогда кино получается интересным. К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем, как актеры в большинстве своем (особенно этим страдают сериалы) просто произносят текст с экрана. Я с ужасом на такое смотрю. Может быть, действительно наступило время, когда то, что мы делаем в кино, называется кинобизнесом или шоубизнесом. И нужно быстро и как можно больше насовать в фильм рекламы и получить деньги, а как все будет сделано, никому не важно. Я считаю это убийством профессии - актерской, режиссерской, художника, который просто не успевает сделать все, что он задумал. Для всех пагубна спешка.
Несколько лет назад я снял фильм "Помнишь запах сирени?" Предложил его нескольким продюсерам. Они им повосхищались, но взять отказались. "Фильм отличный, - говорили они, - но у нас сейчас пять (или семь, у кого как) американских картин - мы занимаемся их прокатом. На вашу лирическую историю народ не пойдет!" Тогда я на свой страх и риск стал ездить по регионам - показывать свой фильм. И знаете, что получилось? В одном зале кинотеатра идет американский боевик - зал заполнен на двадцать пять процентов. А в другом показывают мой "Запах сирени" и - ни одного свободного места. На самом деле люди тянутся к чистому и искреннему кино. А им предлагают "Бригаду" под разным соусом. Кстати, знаете вы или нет, что после показа "жизнеописания Саши Белого со товарищи" под Ростовом-на-Дону молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет создали свою аналогичную группировку. На счету их банды - 64(!) преступления! Похожие истории были и в других городах. Это - пример откровенно плохого кино. Искусство должно воспитывать, пробуждать лучшие чувства.
Сейчас такое время, когда многие даже профессиональные люди, особенно на телевидении, говорят: "Ой, а нам не нужны профессионалы. Нужны просто известные лица!" Они не понимают, до какой степени самобытный артист может быть притягательным, держать публику. Но я уверен, что в конце концов популярный сегодня экшн с его быстро сменяющимися кадрами исчерпает себя. И наступит новая эра, когда главным в работе артиста станет - затронуть лучшие струны души зрителя, разбудить его. И тогда начнется возрождение кино и профессии. Я не очень люблю цитировать нашего прежнего вождя, но он говорил правильно: "Лучше меньше, да лучше". А у нас все-таки большинство фильмов снимается в корзину. Прошла история - и ее забыли. А вспомним советское кино. Картины Данелии, Мотыля, Хуциева - это же были произведения искусства! В них есть глубина, качество, человечность. Пока не вернемся к таким убеждениям, мы будем терять профессию и терять настоящих артистов.
Можно ли попасть в кино человеку со стороны? Я думаю, да. Здесь два качества должно быть - талант и мужество. И еще желание. Если они есть, то артист состоится. Я веду курс из 18 человек. То, что одна девушка будет Актрисой с большой буквы, я абсолютно убежден. Потому что она этого хочет больше, чем кто бы то ни было. Хотя потенциально у семи студентов есть такие возможности. Но по тому, как они ведут себя, как относятся к работе, их талант (он у них есть!) не может стать гарантией того, что они добьются успеха. Я, когда мои студенты были еще на первом курсе, сказал им: "Вы можете чего-то не знать, что-то не уметь. Но сознание ваше уже должно быть профессиональным". Надо научить их профессиональному сознанию. Что все свободное время я отдаю служению своей профессии. Этому надо посвятить всего себя. Тогда все получится.
Мы с женой не очень хотели, чтобы Влад стал артистом. Бабушка, царствие ей небесное, Людмила Николаевна отвела его на пробы. Когда его утвердили, она нам сообщила, что он будет сниматься у Говорухина ("Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" - первый фильм Галкина-младшего). Мы, конечно, были потрясены. Мы знали Говорухина, он замечательный режиссер. Работа с ним - огромная школа. С другой стороны, мы понимали, что Владу предстоит трудная жизнь. Фактически десять лет он из года в год снимался, менял школы и как таковой учебы не было. Но больше всего мы боялись, что его используют в детских ролях, пока он ребенок. А потом может случиться так, что он повзрослеет и не будет востребован как артист. Таких историй очень много. По этому поводу я волновался больше всего. Но когда он снимался в картине "Этот негодяй Сидоров" - мы смотрели ее в Архангельске - я увидел, что он уже чувствует, размышляет и думает над ролью как профессиональный актер. И когда мы вышли из кинотеатра, я сказал: "Владюха, ты можешь стать очень хорошим актером". И он так внимательно на меня посмотрел и сказал: "Спасибо, папа". Тогда, я думаю, он и стал артистом. Его сознание стало настоящим. Ему было 14 лет. Пожалуй, первая роль, которую он играл и не поделился со мной своими планами насчет того, что он хочет сделать, это Иван Бездомный в "Мастере и Маргарите". Для меня это было важно, поскольку я в свое время репетировал Ивана Бездомного в Театре на Таганке. И мне было важно, как сыграет Влад. Я был потрясен его работой. У него получился живой персонаж из того времени. Так что мне не стыдно за то, что делает мой сын и как живет.
Я очень хорошо чувствую себя в Греции. Люблю там отдыхать. Может быть, потому что эта страна тоже православная? Там открытый и искренний народ. Но жить я хотел бы только в России. Я очень хорошо чувствую себя в Смоленске, в Пскове - это мои места. Но самый мой родной город, конечно же, Питер. Я же там родился. Сейчас, когда приезжаю туда, плачу от радости. Когда уезжаю - плачу от грусти. Когда волной поднимаются воспоминания детства - это ни с чем не сравнимое чувство. Я до сих пор считаю себя в Москве эмигрантом. В детстве уехал из Ленинграда и теперь страдаю, что бываю там редко. В Москве мне жить трудно. Москву я люблю только ночную, тихую. Люблю ездить ночью на Красную площадь, к Дому Пашкова, к Кремлю. Хожу там - и вдруг возникает такая свежая и новая мысль: "Боже, я в Москве!" И такая радость идет от сердца - не передать.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ БОРИСА ГАЛКИНА
Люди должны требовательнее относиться друг к другу - как актеры к режиссерам. Только тогда жизнь станет лучше, а кино интереснее.
Имейте дело только с профессионалами. Дилетанты превращают жизнь в халтуру.
В каждом человеке самое ценное - талант и мужество. Если они есть, то человек состоялся.
Можно чего-то не знать или не уметь, но сознание должно быть профессиональным.
Родителям не должно быть стыдно за то, что делают их дети.