Лев Додин и его артисты напомнили нам, кто на самом деле – враг народа

В Москве – двухнедельные гастроли Малого драматического театра Петербурга, организованные фестивалем «Золотая маска»

Афиша: «Три сестры», «Коварство и любовь», «Жизнь и судьба», «Бесы» — от романтизма до социального гротеска и трагической военной эпопеи. Все — в постановке лидера коллектива Льва Додина. А в центре программы — спектакль, название которого в нашей стране прочитывается с особым смыслом: «Враг народа».

Впечатление от пьесы Генрика Ибсена сильнейшее: она не просто мощна, но словно написана не 130 лет назад, а сегодня, и не в безбурной Норвегии конца XIX века, а поближе к родным пенатам. Лишнее подтверждение тому, что несмотря на все границы и внешние различия, по сути, люди во всем мире приблизительно одинаковы, и по малым признакам общественной беды чуткий художник может предсказать катастрофы гигантского масштаба.

Хоть Ибсен и классик, стоит напомнить содержание: в маленьком городке открыт целебный водный источник, и на нем держится все городское благополучие. Однако в благостную гармонию вторгается диссонанс: вернувшийся в город после долгой службы в сельской глуши доктор Томас Стокман обнаруживает, что целебная вода заражена ядовитыми стоками от некачественной канализации, которую проложил мэр города. И хотя градоначальник — родной брат Томаса Петер Стокман, доктор, верный профессиональному и человеческому долгу, готовит доклад о бедствии. Уговоры брата не распространяться о шокирующем открытии — ведь это отпугнет курортную публику и лишит город средств к существованию — не действуют. Не действует на правдолюбца и нежелание редактора местной газеты печатать его статью, и отказ поддержать его со стороны хозяина типографии, по совместительству главы обществ домохозяев, трезвости и пр. Даже собственному тестю, местному фабриканту, чьи деньги по идее когда-нибудь должны достаться детям Томаса, он бескомпромиссно бросает обвинение в том, что это именно его кожевенная фабрика своими стоками наполняет канализацию, а та портит воду. Таким образом он уже идет и против материальных интересов собственной семьи... Лишенный возможности напечатать статью, Томас собирает лекцию, а когда его лишают слова и там, обещает выйти на площадь и говорить для всего народа. В итоге его отправляют в отставку как врача, дочь-учительницу увольняют с работы, а ночью неизвестные нападают на дом и устраивают погром...

Правдолюбцу Томасу Стокману (Сергей Курышев, справа) так и не удастся добиться понимания у своего брата Петера (Сергей Власов). Фото Сергея Бирюкова

Вот, собственно, и весь сюжет. Но кто же враг народа? Конечно, он, доктор. Во всяком случае такое обвинение ему бросает местное общество. Однако у доктора иное мнение: главный враг — это солидарное большинство. Та недалекая людская масса, которая не имеет своей воли и дает себя оседлать кучке повязанных друг с другом прохиндеев, таких, как этот типограф — председатель всевозможных обществ, как редактор газеты, как мэр... В финальной сцене доктор посреди разбитого дома произносит монолог, смысл которого: большинство не бывает право. Прав только тот, кто одинок.

Пережим? Возможно, но те, кто испытал на себе шельмование толпой, скажут: лучше такой пережим, чем памятная со школы казарменная формула «единица — вздор, единица — ноль»... Уж не говорю о сталинском времени, впрямую взявшем на вооружение демагогию ибсеновских правителей города и построившую на ней тоталитарный порядок в масштабах огромной страны. Сегодня тебя не посадят в тюрьму с формулировкой «враг народа» и тем более не расстреляют, но на службе вполне могут пригрозить увольнением, если проголосуешь на выборах не за ту партию, а уж если, не дай Бог, наступишь на хвост сильным мира сего, погром, весьма вероятно, устроят не только твоему дому, но и лично тебе: как говорится в таких случаях, «в подъезде собственного дома»...

Что касается качества самого спектакля Малого драматического театра, то в первом действии порой возникало впечатление полулюбительского исполнения: уж слишком главный герой в трактовке Сергея Курышева блаженно-резонерист. У Ибсена это напористый прямолинейный жизнелюб, открытый естественным радостям — семье, любви, вкусной здоровой еде... Здесь — чокнутый заторможенный гений, оторванный от реальности, нудящий с одной и той же интонацией свои максимы. За что любит такого красавица жена (Елена Калинина) — не очень понятно. Да и вся пьеса Додиным упрощена; спектакль, как признался перед показом сам режиссер, представляет скорее канву того, что написано Ибсеном. Например, из списка действующих лиц убраны сыновья Томаса, осталась только дочь Петра (Екатерина Тарасова).

«Прав только тот, кто одинок» — таков вывод главного героя пьесы Ибсена «Враг народа». Фото Сергея Бирюкова

Но удивительно — чем дальше, тем меньше это напрягает. А когда в кульминационной сцене лекции доктор «вытягивает» из себя сенсационное наблюдение: «У меня открылись глаза на невероятно безобразное хозяйничание наших заправил... Они, словно козлы, пущенные в огород, всюду гадят; они становятся поперек дороги свободному человеку, куда он ни повернется, и самое лучшее было бы истребить их, как прочих вредных животных...» , в зале вспыхивают аплодисменты.

Возможно, ради этой правды Додин и приглушил в своих актерах «актерство», чтобы зрители внимали не потрясающему жесту примадонны такой-то и не трепету в голосе премьера такого-то, а точному, как евангельские формулы, тексту великой пьесы. «Обратите внимание, у нас даже костюмы (художник Александр Боровский. — «Труд») такие, что вы не сможете определить их стиль, — сказал до спектакля журналистам исполнитель роли мэра Сергей Власов. — В таких и в XIX веке можно было выйти на улицу, и в наше время человек не привлечет к себе внимания. Они — свои на все времена».

Как и произведение Ибсена.