Главная Культура 17:43 12 Октября 2016 4654
Возвращение к Одиннадцатой симфонии

Госоркестр Татарстана открыл сезон мощным исполнением Шостаковича

Сергей Бирюков, Казань – Москва

8 октября в Казани в зале имени Сайдашева открыл концертный сезон Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Программа и уровень ее исполнения – прежде всего в том, что касается Первого виолончельного концерта и Одиннадцатой симфонии Шостаковича – по мнению обозревателя «Труда», далеко превзошли рамки рядового календарного события.

Госоркестр Татарстана – сейчас один из самых динамично развивающихся симфонических коллективов России. Доказательства тому – переполненные залы не только в Казани, но и на гастролях в Москве и других городах, активный отклик со стороны Михаила Плетнева, Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Леонидаса Кавакоса и других прославленных солистов, охотно участвующих в фестивалях и концертах коллектива.

Из самых свежих фактов: в год 110-летия Шостаковича именно госоркестру республики фирма «Мелодия» заказала запись всех симфоний и инструментальных концертов великого композитора. И эта энциклопедическая работа была проделана минувшим летом менее чем за месяц.

Не удивительно, что ГСО сейчас особенно востребован с шостаковичевским репертуаром. Например, в столице России 25 сентября, в день юбилея Дмитрия Дмитриевича, в двух главных симфонических залах соревновались друг с другом в исполнении Шостаковича БСО Владимира Федосеева – в Большом консерваторском и ГСО Александра Сладковского – в зале Чайковского.

Конечно, уровень выступлений казанцев, как правило достаточно высокий, не всегда одинаков. Тот же концерт в зале Чайковского – бесспорно, достойная исполнительская работа: два фортепианных концерта с участием стремительного (иногда даже чуть слишком) Дениса Мацуева, классически отлитая Пятая симфония… Но подобных выступлений в активе коллектива много. Да и сам репертуар, особенно Первый концерт и Пятая симфония, не хочется говорить «ординарен», но уж очень очевиден.

Не то в Казани. Впрочем, начали тоже с демонстративно популярной вещи – Праздничной увертюры. И, кстати, как раз к ее исполнению можно было бы предъявить претензии: для создания жизнерадостного колорита не обязательно было брать такой несолидно торопливый темп с первых же торжественных аккордов. Да и сами эти аккорды произвели странное впечатление «плывущей» пластинки из-за не очень устойчивой интонации труб. Хотя в целом свою роль введения в программу, этакого нарочито парадного фасада, за которым последовали совсем непарадные размышления композитора-трагика о жизни, произведение сыграло. Композиционный ход со стороны Сладковского точный и отражающий жизненную ситуацию Шостаковича, вынужденного сочинять «для руководящей и направляющей» – одно, для себя и своих истинных ценителей – совсем другое.

Это «другое» зазвучало уже в следующем номере – Первом виолончельном концерте. Он, конечно, тоже не так уж редко возникает в афишах симфонических коллективов, но все же с Первым фортепианным по репертуарной востребованности вряд ли сравнится. Не могу сказать, что в равной степени восторгаюсь всеми частями этой партитуры: на мой слух, в первом и последнем аллегро много «общих шостаковичевских мест», саркастической скерцозности, которую можно найти и в других опусах композитора, но в более ярком интонационном воплощении (например, в Первом скрипичном концерте). А вот в медленных частях Дмитрий Дмитриевич достигает удивительной проникновенности музыкального повествования – например, оттеняя виолончельную кантилену тихими переборами челесты, словно рисующими очертания фантастического чертога, куда хотелось бы скрыться от гримас реальности, но этот чертог призрачен, тонкая завеса звона – слишком слабая защита от свистоплясок жизни, господствующих в крайних частях. Особенная же исполнительская удача – огромная сольная каденция в третьей части. Здесь прекрасный виолончелист Нарек Ахназарян продемонстрировал редкое владение звуком – эта часть на большем своем протяжении (а протяжение огромно) выдержана в различных оттенках пиано и пианиссимо, но все до последнего музыкального «слова» произнесено и донесено, эмоционально выстроено в рассказ громадной силы.

Александр Сладковский и Нарек Ахназарян после исполнения Первого виолончельного концерта

Наконец Одиннадцатая симфония, которой отдано все второе отделение. Кстати, в выборе этого сочинения можно усмотреть «биографический» для оркестра момент. Мировой премьерой Одиннадцатой в 1957 году дирижировал легендарный Натан Рахлин, которого через несколько лет Шостакович порекомендовал для руководства вновь созданным Государственным симфоническим оркестром Татарстана, и симфония эта, естественно, стала одной из визитных карточек молодого коллектива.

Правда, до сего момента я бы не назвал ее в числе своих самых любимых у Шостаковича. Да, мастерство, да, масштабное симфоническое полотно… Но не уровень яркости Пятой, Седьмой, Восьмой, Десятой… Прежде всего из-за использованного интонационного материала – революционных песен: этакое, думалось мне, расширенное попурри на темы «Варшавянки», «Слушай», «Беснуйтесь, тираны» и пр. Очередная, как и Праздничная увертюра, «отмазка» для властей…

Но Сладковский со своими музыкантами помог понять, насколько это мнение ошибочно. Прежде всего – какая сила музыкальной живописи! А точнее – невидимого, но буквально ощущаемого в каждой интонации, в каждом тембре КИНОИЗОБРАЖЕНИЯ. Конечно, в этой музыке отразился громадный кинематографический опыт Шостаковича – соратника Трауберга, Козинцева, братьев Васильевых, Герасимова, Файнциммера («Новый Вавилон», «Трилогия о Максиме», «Молодая гвардия», «Овод» и десятки других лент)… Струнные и челеста зачина – это классический образ Петербурга, города-призрака, невесть как выросшего посреди марева снежных равнин. Задушевно-печальная тема скрипок – так и видишь лица женщин, рассказывающих сотни горестных историй о жизни маленьких людей этой имперской столицы и всей империи-монстра. Мятущиеся переклички мотивов под грохот ударных – картина массовой казни и вселенского смятения… Но Одиннадцатая – не просто перенесение приемов киномузыки на симфоническую почву. Шостакович выступает здесь могучим музыкальным драматургом, так сталкивая темы, увенчивая повествование такими грандиозными вершинами, вроде траурно-триумфальной кульминации третьей части – мотива «Обнажите головы» (самоцитата из цикла «10 поэм на стихи революционных поэтов»), – что это вырастает до обобщенного образа всей страны, переживающей великое и страшное потрясение. В этой партитуре резонируют и фильмы Эйзенштейна, и роман Горького «Мать», и стихи революционной поры Блока, и сатирический «Левша» Кукрыниксов… Она одна стоит огромного пласта отечественной культуры!

Поймал себя на мысли: да, в ХХ веке немало прекрасных симфонистов – Хиндемит, Лютославский, Онеггер, Типпет… Но при всем уважении к подобным мастерам – кому еще удалось в такой степени создать симфоническую летопись эпохи, предельно обобщенную и предельно наглядную одновременно? Кто сравнится с Шостаковичем в этом микеланджеловом масштабе выражения? Он такой в ХХ столетии – один.

И все это помогли мне понять казанцы во главе со Сладковским.

Казалось бы, в такой огромной программе бисы невозможны. В первом отделении Нарек Ахназарян рискнул сыграть лишь маленькую, чрезвычайно колоритную и понравившуюся казанской публике пьесу итальянского композитора Джованни Соллимы «Оплакивание», где виолончели неожиданно подпевает сам виолончелист... Но Шостакович слишком властно захватил и оркестр, и зал. И музыканты «оторвали» свой коронный бис – скерцо из Десятой симфонии. Замечу, это же они сделали и в Москве. Но тогда эта сокрушающая музыка проскочила как-то второпях. Теперь же вся ее мощная ткань (кстати, предвосхищающая мотивы и настроение Одиннадцатой) была воспроизведена не только с громадным напором, но и с огромной четкостью. Родные стены помогли?

«Могучая музыка!» – слышу от группы молодых людей, с некоторым удивлением глядя на их военную форму. Неужели, как в прошлые времена, заполняют солдатами пустующие места? Нет, зал во время концерта был переполнен, кто-то даже стоял вдоль стен (в Казани, в отличие от Москвы, такое разрешают, и это, пусть не обижаются на меня пожарные, прекрасная, демократичная традиция). Оказалось – курсантов здешнего Танкового училища минимум раз в неделю выводят на культурные мероприятия, чему ребята очень рады: «Мы же будущие офицеры, армейская интеллигенция», – пояснили они мне. Любопытный штрих...

Чтобы дополнить представление о масштабах и диапазоне нынешней деятельности Госоркестра, приведу лишь еще пару фактов: следующий концертный проект казанцев – оратория Онеггера «Жанна д’Арк на костре» с участием Чулпан Хаматовой и московского ансамбля «Мастера хорового пения» 24 октября в Казани, а 26-го в Москве.

А затем у коллектива – большие европейские гастроли и их кульминация: концерт в Большом зале венского Музикферайна, одной из престижнейших площадок мира. Намечена трансляция по каналу Mezzo. Программа – увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, Второй концерт Чайковского (солист – Денис Мацуев), «Картинки с выставки» Мусоргского. На бис, обещает Сладковский, обязательно что-то из татарской музыки, скорее всего – сочинение Назиба Жиганова. К слову, друга Шостаковича. И главного инициатора создания Госоркестра Татарстана.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 24079
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5553
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5441
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?