НИ В МАТЬ, НИ В ОТЦА

Сколь бы прекрасное творение ни задумал мастер, он вынужден считаться с материалом, которым располагает. Обычно родители смотрят на ребенка как на "чистый лист" и стараются изменить характер его личности, данный природой. Подобную модель воспитания психологи называют "отвержением".

ЖДАЛИ СЫНА, А ПОЯВИЛАСЬ ДОЧЬ
Итак, речь пойдет о детях, чья индивидуальность не принимается или отвергается родителями. Бывает, ждали сына, а появилась дочь. Родители не готовы любить девочку, невольно (а то и сознательно) осуждают в ней девичьи черты: интерес к нарядам, мягкость, потребность в ласке - и поощряют мальчишеские: резкие манеры, привычку не уступать.
Бывает, сын внешностью и манерами до боли напоминает матери бывшего мужа: жесты, взгляд, походка, характер - все кажется ей безобразным. Мальчика постоянно одергивают и упрекают, любой его шаг может вдруг оказаться серьезным проступком. Бывает, что у матери с темпераментом холерика и отца - подвижного сангвиника рождается, вдруг, ребенок с характером флегматика. Неповоротливый капуша раздражает родителей, и те понукают его, не позволяя остаться самим собой ни на минуту. Слишком энергичное "перевоспитание" приводит ребенка к нервному срыву. Ребенок развивается и вырастает в атмосфере отвержения.
Представим ситуацию. Родители, инженеры, люди практичные и педантичные, воспитывают сына, который в отличие от них эмоционален и впечатлителен, обладает чувственно-образным восприятием мира. Родителей озадачивают наклонности сына. Он любит петь и скакать под музыку, сам пытается сочинять сказки, с улицы тащит чудные коряги, строгает их - только успевай этот хлам выбрасывать! Не жалея сил, родители стараются из сына "сделать человека". "Хватит заниматься ерундой! - говорят ему. - Лучше бы прибрал в комнате и повторил таблицу умножения".
Родители не хотят знать ребенка, не похожего на их "идеал". Чуть что не по ним - тут же дают понять: не наш человек! А ребенок очень нуждается в любви и поддержке родителей, для нормального развития ему необходимо чувство защищенности.
СТРАХ ПАРАЛИЗУЕТ
Неразрешимый конфликт - как, оставаясь самим собой, не отдалиться от родителей, держит малыша в постоянном напряжении. Он взвинчен, раним, капризен. Кроме неврастении, у него развивается психоастения - невроз страха. Мир отвергаемому ребенку кажется очень опасным. Он становится робок, не уверен в себе. Страх парализует, и ребенок делается пассивен и вместе с тем суетлив, двигательно расторможен. Тревога не позволяет ему усидеть на месте, сосредоточиться.
Со временем родители начинают удивляться, почему у сына вечно плохое настроение? Увы! Его эмоциональная сфера как раз в период становления была деформирована. Исчезла жизнерадостность, а чувства тревоги, тоски и раздражения сделались привычными. Несмотря на хорошее питание и уход, ребенок ослаблен, часто болеет, быстро утомляется. То паникует из-за ерунды, то теряет всякую осторожность. А порой ведет себя высокомерно.
Отвергаемый ребенок в глубине души - немножко "Наполеон". Ведь его подавленное невостребованное "я" жаждет реванша. В мечтах он воображает себя не просто личностью, а сверхчеловеком, героем. Постепенно любимым занятием ребенка становится фантазирование. Он все больше уходит в себя, пытаясь отгородиться от неуютной действительности любыми способами: тут и вредные привычки, и "странные" хобби.
РОДИТЕЛИ, НЕ МЕШАЙТЕ!
Какой путь изберет ребенок: свой собственный или указанный родителями, зависит от его характера, воли. Но даже отстояв право идти своей дорогой, он добьется меньшего, чем мог бы. Тот, кто рос в атмосфере непонимания, не умеет ладить с людьми, а это так важно для карьеры! К тому же человек, чье "я" не принималось родителями, пессимист, заранее нацелен на неудачу, а потому сам себе первый враг. Поэтому из отвергаемых детей часто вырастают неудачники. Низкая самооценка и хрупкая психика не позволяют им наравне с остальными отстаивать свои интересы, держать удары судьбы.
Понятно желание родителей видеть детей похожими на свой "идеал". Отец-бизнесмен со временем собирается передать фирму сыну, а ученый хочет, чтобы его дети были профессорами. Мать, мечтавшая в юности стать пианисткой, надеется сделать пианистку из дочери. Но прежде чем строить планы насчет будущего ребенка, надо бы к нему присмотреться.
Не стоит готовить к карьере бизнесмена или военного чувствительного меланхолика. Он создан для созерцания и размышления и, возможно, обладает талантом исследователя, художника или писателя.
Жизнелюбу-сангвинику подойдет специальность, связанная с движением и действием, требующая общения с людьми. Он может стать удачливым бизнесменом, спортсменом, артистом. А наука и философия - не его профиль.
Чтобы лучше раскрылись темперамент и способности ребенка, надо предоставить ему максимум информации: познакомить с различными секциями, играми. Пусть пробует и выбирает сам. Задача родителей - лишь помочь маленькому человеку. И уж во всяком случае не мешать.