НЕМЕЦКИЙ СЧЕТ

Немцы повернулись лицом к югу России. На прошедшем в Берлине инвестиционном форуме подписано 30 контрактов и соглашений на общую сумму 1,2 млрд. евро.

Надо думать, на берегах Шпрее столь массовый российский десант не высаживался с тех пор, как из этих мест ушел последний эшелон наших войск. На этот раз свидание россиян со столицей Германии было и приятным, и полезным. Итоги форума, прошедшего в отеле "Хилтон", превзошли ожидания. Полпред Виктор Казанцев заявлял, что надеется на подписание контрактов на сумму 600 млн. евро и контракты еще на 400 млн. находятся в стадии проработки. "Перевыполнение плана" случилось уже по ходу работы форума, интерес к которому немецкие бизнесмены проявили немалый. И это тогда, когда здоровье германской экономики оставляет желать лучшего, а процентная ставка по кредитам опустилась до неприличного, по нашим понятиям, уровня - меньше 2 процентов.
Это совсем не означает, что немцы готовы, сломя голову, рвануть на освоение нашего благодатного юга. Да, Германия - крупнейший инвестор в экономику России, где работает более двух тысяч немецких компаний. Но пока их взоры устремлены большей частью в сторону Сибири, откуда на Запад текут реки нефти и газа. Вдобавок юг России ассоциируется с конфликтом в Чечне, и дальше Дона европейцы пока идти не решаются. Поэтому немецкие вложения в экономику всех 13 субъектов Южного округа составляют скромную цифру в 200 млн. евро, или 5 процентов от всего объема иностранных инвестиций в край. Похоже, что задача развеять опасения зарубежных бизнесменов на этот счет ставилась далеко не в последнюю очередь. Более всех старался Виктор Казанцев:
- В России достигнута политическая стабильность, в том числе и на Северном Кавказе. Сегодня ушли в прошлое процессы сепаратизма в Чеченской республике, которыми пугали средства массовой информации. Хотите - верьте, хотите - проверьте. Поэтому мы приглашаем вас в гости.
Перевод последней фразы немцы комментировали весьма оживленно. Намерений везти деньги в Чечню никто, похоже, не выказал. Зато хватало желающих поработать на исконно казачьих землях Кубани, Дона и Терека. Неслучайно основной урожай контрактов пришелся на Краснодарский край, куда европейцы намерены вложить 300 млн. евро. Самый крупный проект в 200 млн. евро заключен администрацией края с компанией "Клаас" на строительство завода комбайнов. А "Ростсельмаш" с этой же фирмой заключил контракт на поставку комплектующих к "Дону". По третьему проекту правительственное агентство "Гермес" намерено открыть кредитную линию для ростовских комбайностроителей.
В отличие от двух предыдущих встреч в Москве и Мадриде в рамках берлинского форума большая часть инвестиций пришлась на долю малого и среднего бизнеса. Суммы договоров на 1 - 5 млн. евро были самым популярными.
Казанцев пообещал, что все заключенные в Берлине контракты попадут под строгий патронат администрации. А для иллюстрации привел недавний случай с фирмой "Кнауф", которую в Краснодаре попытались было прижать местные конкуренты. Округ, по словам полпреда, "оказал иностранному инвестору политическую поддержку". А итогом совместной работы стал новый контракт, заключенный на форуме на сумму 8,5 млн. евро.
На самом деле немцы большие прагматики и привыкли работать, полагаясь на силу закона и учитывая конкретные условия. В этом смысле весьма показательным для россиян получился диалог на берлинском заводе по переработке мусора. Коммерческий директор фирмы с годовым оборотом 2 млрд. евро Фридрих Буххольц на предложение краснодарского мэра поработать в столице Кубани вежливо ответил: "Ja-ja, naturlich". После чего задал конкретный вопрос: "А кто будет платить?" Семья из трех человек в Германии платит за вывоз мусора 120 евро в год, в бюджете краевого центра таких средств нет. Всем стало понятно, что мусора у нас куда больше, чем денег в кармане, а потому в секторе услуг инвестиций ждать придется долго.