В ЛЕНКОМЕ ИГРАЮТ "ВА-БАНК"

Каждая новая премьера этого театра вызывает не только восторги поклонников, но и зависть коллег. А завидовать есть чему: что ни премьера, то успех, споры, широкий резонанс.

Вот и на этот раз в спектакле "Ва-Банк" по "Последней жертве" Александра Островского Марк Захаров остался верен своему фирменному стилю с аппартами (обращениями) актеров в зрительный зал, юмором на грани фола, элементами цирковой режиссуры, где каждая сцена напоминает лихо поставленный и разыгранный номер. Никаких тебе пауз, никаких "психологизмов", все на одном дыхании, в бешеном ритме, с перепадами настроений и вывернутыми наизнанку образами, в которых с трудом угадываются знакомые персонажи великого драматурга. Может быть, оно и правильно: кому сегодня интересно смотреть на замоскворецких габаритных купцов, распивающих чаи и покупающих все, вплоть до хорошеньких женщин. Другое дело - показать в них то, что сегодня присуще деловым людям - расчетливым, умным, хитрым, делающим деньги из воздуха.
Начав свой звездный путь с пьесы Островского "Доходное место", Марк Захаров убедился, что этот "русский Шекспир": сколько ни ставь его, всегда будут сюрпризы для тех, кто хочет понять загадочную русскую душу. Чего стоят, например, его персонажи, которым и море по колено, и жертва - не жертва, и деньги - не деньги, а всего лишь пыль, - их всегда можно прокутить в пьяном угаре, а потом вновь накопить, обманывая других. Поэтому художественный образ спектакля, придуманный сценографом Олегом Шейнцисом, тоже весьма многозначный: на сцене сгрудились разного калибра кареты, как бы застряв в пробке, и люди, плюнув на "престижный" транспорт, вынуждены бежать сломя голову, чтобы успеть сделать свои дела. Какие дела? А все те же, согласно вполне нынешней присказке: "Хочешь жить - умей вертеться". Вот Дульчин, например, и вертится в поисках богатой невесты, пользуясь искусством обольщения. Дмитрий Певцов словно маг-чародей появляется из огромного зеркала, разминает члены и легкой походкой победителя движется среди презренной толпы. Он уже вытянул все из жертвенной Юлии Тугиной (Александра Захарова), пообещав на ней жениться, теперь высматривает другие "лакомые кусочки".
Режиссер донельзя спрессовывает события в спектакле, идущем два часа. Одна картина стремительно сменяет другую, образуя нечто напоминающее скачки на бегах, где делаются крупные ставки, а люди, словно кони, закусив удила, бегут навстречу своей судьбе-индейке. Только один человек никуда не бежит и не торопится, недаром его карета, обитая красным бархатом и увешанная образами, стоит на "запасном пути". Это Флор Федулыч Прибытков в исполнении Александра Збруева. Он появляется, словно Люцифер из преисподней, в черном фраке, со стеком в руке, чтобы учить уму-разуму глупых "коняг-человеков".
Этот хозяин жизни - отличный психолог, поэтому он дождется, пока несчастная жертва останется покинутой, а после предложит наивной Тугиной руку и сердце. Хотя очень сомнительно, что у этого воротилы есть сердце, как нет его и у свахи в ярком исполнении Анны Якуниной, эдакой современной бизнес-вумен. Она отлично знает, как надо вести себя с боссом: где, например, "подмазать", чтобы получить в подарок дорогое манто. Именно эта парочка и является центральной в спектакле, она дирижирует всем ходом событий и персонажами.
В итоге все закончится благополучно: альфонс Дульчин получит по заслугам и окажется в долговой яме, а его бывшая невеста наконец-то обретет надежного спутника жизни. Только вот радости от этого мало. Может, оттого, что сам режиссер не испытывает особых иллюзий по поводу воссозданного им мира. Ведь он реалист. Захаров знает, что театр - зеркало жизни, в котором отражается и все хорошее, и все плохое, поэтому его надо постоянно ставить перед зрителями, чтобы они не заигрывались и помнили: когда человек любит, он идет на любую жертву с радостью. Этим он и отличается от бездушного монстра.