БИЧ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

По данным следственных органов, большинство боевиков, участвовавших в нападении на столицу Кабардино-Балкарии, а это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, были безработными. Из 92 убитых во время спецоперации бандитов почти ни один не имел постоянного места работы. Не исключено, что именно это обстоятельство и явилось одной из причин их участия в бандформированиях: лидеры террористов пообещали каждому участнику нападения на силовые структуры республики по 2 тысячи долларов.

Как обеспечить население Северокавказского региона работой? Над этим вопросом ломают головы республиканские власти. В той же Кабардино-Балкарии, в городе Прохладном, местная администрация связывает надежды на трудоустройство людей с размещением здесь воинских частей, выводимых с российских военных баз в Грузии. В основном это бронетанковые соединения, обслуживание техники потребует привлечения значительного числа специалистов. На это рассчитывает и мэр Прохладного Дмитрий Сирица, и рядовые жители, которых я опрашивал прямо на улицах, с нетерпением ожидающие прихода в эти места закавказских частей МО РФ.
В Чеченской республике сегодня самой престижной и востребованной является работа в силовых структурах, в МЧС и нефтеперерабатывающем комплексе. При этом, по прогнозу главы чеченского правительства Сергея Абрамова, в ближайшее время потребуется больше специалистов ЖКХ и строителей - по мере восстановления республики из руин и переходу к полноценной мирной жизни. Оптимизма придает и то, что представители чеченской диаспоры в Москве уже начали вкладывать довольно крупные средства в возрождающуюся экономику родной республики. Речь идет о долгосрочных проектах. Например, построенный в Грозном завод по модернизации тяжелой автотехники способен дать владельцам прибыль лишь через несколько лет, но зато это рентабельное производство обеспечит местных жителей стабильными рабочими местами. То же касается и частного предприятия по производству мини-котельных. Такая политика чеченского руководства уже сегодня приносит плоды: все меньше молодых людей пополняют ряды боевиков, у которых основной контингент составляют наемники из дальнего и ближнего зарубежья и закоренелые головорезы еще дудаевского "розлива".
В Северной Осетии количество безработных не только не уменьшается, но и растет. Во Владикавказском центре занятости населения на учете сейчас числится 4300 человек, а в 2004 году было 3800. Причиной негативной динамики стало сокращение рабочих мест на ряде предприятий, а то и полная ликвидация. Большинство безработных - люди с высшим или средним специальным образованием, а на предприятиях востребованы сегодня в основном рабочие профессии. Единственный выход трудоустроиться - переквалифицироваться, например, в водителя. При Владикавказском трамвайно-троллейбусном управлении организованы курсы, после окончания которых уже более ста бывших безработных выехали на городские линии. По местным меркам у них неплохой оклад - от 7 тысяч рублей. А выпускник технологического университета Валерий Тавасиев, имеющий диплом инженера, устроился мотористом на станцию техобслуживания автомобилей. Работа эта физически тяжелая, но позволяет содержать жену и двух маленьких детей. Еще один путь сокращения безработицы практикуют республиканские строительные организации: они набирают рабочих прямо из профтехучилищ, предварительно проверив их умение на своих объектах и отобрав самых старательных. Кроме того, центр занятости занимается временным трудоустройством беженцев и вынужденных переселенцев (пристроили уже 750 человек), а также учащихся, желающих подработать на каникулах или в свободное от учебы время.
Но все-таки это не решение проблемы в целом. Северокавказский регион нуждается в спланированной федеральной программе ликвидации безработицы, особенно среди молодежи. В противном случае 18-летних так и будут рекрутировать боевики. Это действительно вопрос национальной безопасности страны.