За один роковой ноябрьский шторм шестиметровые волны потопили сразу 10 судов в Черном и Азовском морях. Самой страшной экологической катастрофой в истории независимой Украины уже называют цепь кораблекрушений на траверзе Керченского пролива.

Сначала шторм разломил надвое танкер "Волгонефть-139". По оценкам украинских спецов, в море попало до трех тысяч тонн мазута. Рядом пошел ко дну "Вольногорск", груженый без малого тремя тысячами тонн серы. Экипаж на спасательном плоту сумел высадиться на косу Тузла.

Следом в проливе затонули еще два сухогруза - "Нахичевань" и "Ковель", на борту которых тоже находилась сера. Тела мертвых моряков "Нахичевани" позже нашли на Тузле. Удалось спасти лишь трех членов экипажа.

"Ковель" начал тонуть после того, как получил пробоину, наткнувшись на затонувший ранее "Вольногорск". Кроме того, по проливу пронеслись и сели на мель две тяжелые нефтеналивные баржи, сорванные с керченской якорной стоянки. Каждая имела по 3 тысячи тонн мазута. Шторм сразу взбил дьявольский коктейль из серы и мазута.

Многокилометровое ядовитое пятно понесло к берегам Крыма. Оно может погубить морскую флору и как минимум на год сделать непригодными пляжи от Феодосии до Ялты. Пятно пытаются остановить с помощью единственного специализированного судна-маслосборника Керченского порта - старенького, изношенного корыта советских времен. Однако при сильном волнении моря сделать это практически невозможно. Если гигантскую полосу мазута с серой все-таки прибьет к южному берегу, ликвидировать загрязнение будут до осени.

Курортный сезон-2008 можно считать проваленным. Президент Виктор Ющенко потребовал от В.Януковича лично возглавить оперативный штаб по ликвидации последствий стихии в Крыму и взять под особый контроль экологическое состояние Керченского залива.

Похоже, это будет последнее поручение Януковича на посту премьер-министра. В техногенно опасном керченском регионе МЧС Украины попросту не имеет современной техники для сбора разлившегося в море мазута.

Тем временем по приказу из Киева республиканское министерство курортов, и Минприроды уже начали сбор информации для судебных исков к владельцам затонувших судов. Практически все погибшие корабли шли под флагом России. Предполагается, что российская сторона получит многомиллионные иски возмещения экологического ущерба.

Кроме того, на северо-западном побережье полуострова в районе знаменитого мыса Тарханкут сел на мель российский буксир "МБ 1224" с 13 членами экипажа. Судно двигалось из порта Азов к устью Дуная. Судьба экипажа пока неизвестна. Еще один российский сухогруз "Вера Волошина" вынесло на камни бухты Капсель у Судака. 18 человек экипажа снимали с помощью тросов, протянутых от борта до берега над бушующим морем.

Сообщение о надвигающемся шторме заблаговременно поступило на Черноморский флот России в Севастополе. Еще вечером в пятницу корабли ЧФ перешли в безопасные места стоянок в Южную бухту, где смогли надежно укрыться от ветра. Военные моряки отказываются подтвердить распространившуюся среди жителей города-героя информацию о том, что в результате шторма пострадала "Бора" - один из самых современных ракетных кораблей на воздушной подушке.

Трагическим воскресным утром в севастопольской бухте Казачья затонул грузинский сухогруз "Хаш-Измаил", который перевозил металлолом из Мариуполя в Сирию. Пытаясь уйти от шквального ветра, он разворачивался обратно в море. Гигантская волна накрыла его и затопила в считанные минуты. На борту судна находилось 17 человек, Спаслись двое молодых сирийцев, они в шоке. Судьба остальных неизвестна. К берегу прибило фрагменты судна, весла, лампы. Найдены два спасательных круга. Шторм на тот момент достигал 7-8 баллов. В Артиллерийской бухте Севастополя пошел ко дну катер, а в Стрелецкой бухте - яхта.

соб.корр."Труда" Сергей Ильченко, Украина