Многомиллионными процессиями паломников Мексика отмечает сегодня свой главный религиозный праздник - День Пресвятой Девы Марии Гваделупской. По предварительным подсчетам, в чествовании покровительницы латиноамериканской страны, центром которого станет выстроенная в Мехико в честь "небожительницы" базилика, примут участие более 8 млн человек.

Среди многочисленных пилигримов можно встретить прошедших пешком несколько тысяч километров индейцев из южного штата Чьяпас, студентов из расположенной на севере промышленной столицы страны Монтеррея, и даже прибывших на историческую родину из далекого Чикаго мексиканцев-иммигрантов.

В воскресенье ровно в полночь на площади перед храмом, заполненной паломниками и туристами, воцарилась тишина. Но через мгновение из установленных ретрансляторов полилась знакомая каждому мексиканцу с малых лет песня "Лас-маньянитас", которой местная детвора поздравляет друг друга с днем рождения. Многотысячный хор верующих в едином порыве подхватил мелодию и в унисон поздравил свою покровительницу с 474-летней годовщиной явления чуда.

По легенде, 9 декабря 1531 году на горе Тепейяк перед местным жителем Хуаном Диего предстала Дева Мария в образе смуглой индианки. Она велела ему передать священникам просьбу построить в этом месте храм. Индеец рассказал о случившемся падре, однако тот не поверил ему. Вечером того же дня Мария вновь явилась и повторила наказ. Наконец, 12 декабря святая попросила Хуана Диего подняться на гору еще раз и... нарвать роз. Индеец несказанно удивился этим словам, ведь даже несмотря на благоприятный климат, в Мексике в декабря все же не растут розы. Однако по настоянию Марии он отправился в указанное место, где... обнаружил пышный цветочный куст. Увидев принесенные бутоны, падре поверил в чудо и согласился построить церковь, которая до сих пор возвышается на том самом месте.

Многие антропологи находят в культе Пресвятой Девы Марии Гвадалупской следы древних индейских традиций, уходящих корнями в глубину веков. По легенде, до прихода в эти земли европейцев на горе Тепейяк располагалось святилище ацтекской богини Тонацин. Как пишут испанские хронисты, в возведенном католическом храме индейцы некоторое время продолжали молиться этому божеству.

О древних обычаях напоминает и ритуал, неизменно сопровождающий торжества в честь главной мексиканской святой. В канун праздника по всей стране разносится огонь, зажженный от свечей в базилике. Во времена ацтеков, в свою очередь, существовал ритуал "нового огня", когда по завершению календарного цикла из столицы Теночтитлана /современный Мехико - прим. корр.ИТАР-ТАСС/ по всей империи гонцы разносили факелы с "новорожденным пламенем".