ПРАЗДНИК КРАСНОГО ПЕТУХА

Минувшая суббота сразу в трех регионах России стала черной не только от обугленных от пожаров стен. В Москве 44 пациентки и двое медсестер сгорели в наркологической больнице N 17. В городе Тайге Кемеровской области в объятом пламенем психоневрологическом интернате нашли свою смерть 9 пациентов. И в деревне Трояново Тверской области заполыхал психоневрологический интернат. Но здесь, к счастью, обошлось без жертв - 303 пациента успели эвакуировать.

В Москве, Кемерове и Твери возбуждены уголовные дела. С тверским "красным петухом", кажется, разобрались с ходу. Дознаватели МЧС сделали вывод: неисправность электропроводки. В Кемеровской области следователи склонны полагать, что нашелся поджигатель. Правда, кто именно - пока не известно. Самое страшное случилось в Москве. Таких жертв от пожаров столица не несла уже 30 лет.
Корреспондент "Труда" оказалась на месте московской трагедии на следующее утро. На территорию больницы никого не впускали, на информационном стенде - только адреса медучреждений, в которые перевезли пострадавших. Даже и спустя 10 часов после пожара список погибших почему-то не был вывешен. В толпе то и дело слышалось: на самом деле пострадавших больше чем 45, просто среди них много людей без документов. Мол, в эту больницу чуть ли не бомжей пускали ночевать...
- Утром вышел погулять с собакой, - рассказал житель соседнего дома Александр Девякин. - Подошли два милиционера и пригласили понятым. Во дворе больницы вдоль двух стен лежали тела в черных мешках. Видны были только ноги. У некоторых - обгоревшие. Меня попросили расписаться в бумаге, в которой было указано, что погибших именно 45. Я расписался, хотя и не считал.
Сотрудники больницы и психологи МЧС разговаривать с прессой отказывались. Лишь молоденькая медсестра Юлия, отойдя чуть не за двести метров от больницы, поделилась впечатлениями:
- В больнице говорят, что несчастье случилось из-за электропроводки. Вроде на днях приходил электрик, что-то ремонтировал и оставил висеть какую-то "соплю"... Из-за нее, утверждают, и заполыхало.
Между тем собравшиеся живо обсуждали другую версию: поджог устроила одна из пациенток. Наркоманка, будучи в состоянии ломки, требовала у медперсонала "дозу". Получив отказ, отомстила: подожгла деревянный шкаф в столовой. Огонь распространился быстро. Пациенты проснулись от запаха гари. Больные из соседних отделений слышали их нечеловеческие крики. Однако путь к спасению был отрезан решетками на окнах и запертой дверью. В полнейшей темноте найти ключи от них медперсоналу не удалось.
Как сообщила вчера "Труду" официальный представитель Мосгорпрокуратуры Светлана Петренко, следственно-оперативной группой завершен осмотр места происшествия. Допрошено более 100 свидетелей. Несмотря на подозрения, погибли действительно именно 46 человек. Все тела опознаны, родственникам выданы разрешения на захоронение. Версия умышленного поджога - едва ли не главная.
Три пожара за сутки в медучреждениях, куда люди пришли не умирать, а лечиться, - это наверняка больше, чем трагическая случайность. Тем более что совпадений, дающих повод для серьезных размышлений, достаточно.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей Магалиф, психиатр-нарколог, руководитель клиники психологической адаптации:
- По-моему, в каждой больнице должны быть цивилизованные пути спасения людей при пожаре. Пациенты и персонал в любом случае не должны прыгать из окон и получать переломы позвоночника. И обсуждать надо меры противопожарной безопасности. В больнице (и не только в больнице) должны быть работающая сигнализация, план эвакуации людей, запасные безопасные выходы...
Я не знаю деталей трагедии. Но, скорее всего, были вполне конкретные нарушения - или неисправная сигнализация, или не было доступа к запасным выходам... Повторю: дело не в решетках. Их придумали не в 17-й больнице. И надо понимать, что в психиатрических (в том числе и наркологических) клиниках находятся психически неполноценные люди. Их состояние меняется очень быстро, реакции неадекватны. Человек в состоянии острого психоза опасен и для самого себя, и для окружающих. И в какой-то момент вполне способен выпрыгнуть из окна. Поэтому, даже если не будет решеток, окна в этих заведениях все равно должны быть как-то заблокированы. Но именно поэтому меры противопожарной безопасности там должны соблюдаться особенно тщательно. И если мы не хотим повторения подобных трагедий, то надо уделить максимум внимания давно существующим цивилизованным мерам обеспечения безопасности пациентов и сотрудников всех лечебных учреждений.
Руководитель пресс-службы департамента здравоохранения Москвы Любовь Жомова сообщила корреспонденту "Труда": "Десять человек, пострадавших во время пожара в 17-й наркологической больнице, остаются на лечении в стационарах, один из них - в крайне тяжелом состоянии. Департамент ведет проверки всех лечебных учреждений на предмет противопожарной безопасности. Комментировать результаты этой работы пока преждевременно".
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Правительство Москвы окажет материальную помощь пострадавшим и семьям погибших в результате пожара в наркологической клинической больнице N 17, сообщили в департаменте социальной защиты населения города. Семьи погибших (умерших) в результате пожара получат 150 тыс. рублей, лица, находившиеся на лечении в стационарных учреждениях, - 50 тыс. рублей.
А КАК У НИХ?
Франция n В больших городах существуют десятки спецклиник, в которых ежегодно оказывается стационарная помощь наркоманам, решившим избавиться от пагубной привычки. Все они не подпадают под местные законы по борьбе с наркоманией, которые предусматривают уголовную ответственность не только в отношении торговцев зельем, но и тех, кто его употребляет. Контроль за противопожарной оснащенностью клиник осуществляется как государственными службами, так и рядом общественных организаций, проводящих регулярные проверки. Особое внимание, учитывая особенности контингента, уделяется противопожарной безопасности, что предполагает не только наличие исправных огнетушителей, но и возможность пациентам быстро и беспрепятственно покинуть помещение в случае пожара. "Больница это все же не тюрьма, - сказали мне в министерстве здравоохранения. - Если пациент решил сам избавиться от недуга, на окнах не должно быть решеток, а на дверях засовов".
Лондон n В министерстве общин и местного управления мне сообщили, что каждое здание стоит на учете и регулярно проверяется специалистами на предмет пожарной безопасности и в случае необходимости эвакуации. После выполнения рекомендаций арендаторам выдается лицензия на эксплуатацию помещений. Относительно лечебниц для наркоманов и алкоголиков я получил, в частности, такой комментарий: "Мы понимаем характер таких спецучреждений, поэтому не запрещаем местной администрации навешивать решетки и металлические двери. Однако при этом специалисты в каждом конкретном случае изучают особенности того или иного помещения, делают замечания, требуют их устранения. Обязательно назначаются ответственные лица, для которых написана специальная инструкция пожарной охраны. Документ содержит 75 страниц текста, схем эвакуации и советов на чрезвычайные ситуации".