ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

Откуда ни возьмись появились какие-то непредвиденные дела. И, как это часто бывает, на пути моих благих намерений в этот вечер возникли почти непреодолимые препятствия. А намерения были действительно самые благие: пойти в Большой зал Консерватории на премьеру музыкальных сочинений епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) - Литургии и Всенощной. Накануне мы беседовали с владыкой Иларионом о его произведениях и опубликовали эту беседу в "Труде".

Побывать на его премьере очень хотелось. Только вот дела казались слишком уж неотложными.
И тут я представил, как мне будет неловко перед владыкой, если он обнаружит мое отсутствие, а публики в этот вечер на концерте окажется немного, что вполне вероятно, ведь желающих слушать несколько часов богослужебную музыку в Консерватории может и не набраться в достаточном количестве.
Словом, нет таких неотложных дел, которые нельзя отложить, что я и сделал.
Лишний билетик спрашивали уже на дальних подступах к консерватории. Большой зал был полон. Никто не уходил до самого конца. Были овации, горы цветов и даже исполнение на бис церковных песнопений. Оказалось, что беспокоиться о посещаемости богослужебного концерта не стоило. Это искусство и эта вера у нас востребованны. Спрос здесь гораздо больше предложения.
О впечатлении от самих произведений епископа-композитора стоит говорить отдельно. Но впечатлила меня и публика. Это были люди разных возрастов, но молодежи много. И - лица! Их можно было бы просто показывать по телевизору, чтобы убеждаться: вокруг нас не одни только зрители всяких "Аншлагов", хохочущие как от щекотки. И не только участники всевозможных ток-шоу, светских и политических тусовок...
Мы ведь в телевизор смотримся как в зеркало. А оно, похоже, кривое. Жизнь наша все-таки другая. И мы на самом деле совсем не такие, как нас нам показывают.
Подумал об этом еще и после нового фильма Валерия Залотухи "Ребро". Смотрел его с несколькими коллегами в маленьком зале. И был потрясен. Фильм авторский, неигровой. Но драматизм и глубина его таковы, что вряд ли сравнится какая-либо выдуманная история. А обаяние главных героев - сельского священника и его супруги - превосходит, по-моему, экранную харизму любых кинозвезд. Это тот случай, когда просто жизнь необыкновенно увлекательна, когда время становится действующим персонажем сюжета наряду с людьми, когда постижение веры обращает трагичное в прекрасное. И это тот фильм, который не только интересно смотреть, но который смотреть обязательно нужно, для того чтобы понять многое важное в себе и в нашей жизни, что поняли герои фильма и его автор.
Но вот кто его будет смотреть и где? Боюсь, что для нашего телевидения он может оказаться "не форматом" - так называют то, что не вписывается в общепринятые рамки. Нет, по своей продолжительности и прочим техническим характеристикам фильм как раз "формат". Но почему-то считается, что широкой аудитории нужно что-то другое и о другом.
Не о любви, например, а о разводах и скандалах. Не о том, как люди приходят к вере, а о том, как они убивают друг друга. Не о том, что важнее любых денег, а о том, что можно на большие деньги купить.
Считается, что именно это нам интересно. Что мы - такие. Что жизнь наша именно такая, а не другая. А мне вот кажется, это не так.