03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СГУЩЕНКА ГОРИТ

Викторов Виктор
Опубликовано 01:01 12 Декабря 2006г.
Снабжение Ямала продуктами - дело нелегкое и затратное. Салехард от Лабытнанги отделяет Обь. Мост только собираются строить. Когда лед еще недостаточно крепок для машин, людей и грузы перевозят на санях. Их тащат снегоходы "Буран"...

В ямальском поселке Аксарка 30-градусный мороз - обычное дело. Рекорд - минус 64. Несмотря на это, на здешнем рынке продавцы стоят целыми днями: бизнес не бросишь.
- Купите сгущенку, 25 рублей, дешевле не найдете, - зазывает один.
Действительно, не нашел. Но такая же банка в Москве стоит 20-21 рубль, хотя и столичные цены, как известно, кусаются.
- Накрутка составляет около 20 процентов, - объясняет Дмитрий Вахонин, торговец с пятилетним стажем. - Основную часть прибыли съедают транспортные расходы.
Товар местные коммерсанты везут из Москвы или из Питера. Иамзе Мехабишвили, торгующая на рынке, делится секретами собственной бухгалтерии:
- Плацкартный билет от Лабытнанги до столицы и обратно - больше 3 тысяч рублей. В Москве нужно обойти несколько оптовых рынков. На одном заказать фрукты, на другом - кондитерские изделия, на третьем - промышленные. Потом все погрузить в нанятую машину. Аренда - около 5 тысяч. Провоз в багажном вагоне добавляет к расходам еще около 70 рублей за каждые 10 килограммов. В партии, как правило, бывает килограммов 500, иначе затраты не окупятся. Ездить приходится раз в 2-3 месяца...
Железная дорога обрывается в Лабытнанги. Дальше Обь. Весной и осенью бывает время, когда грузопоток прерывается: лед или еще не окреп, или уже ослаб.
- Лед бурят и измеряют толщину, - рассказывает Александр Заварский из компании "Садко", занимающейся грузоперевозками по Ямалу. - Если сантиметров 40-50, то можно пускать легкие грузовики, а свыше 70 - уже и тяжелые. Обычно это происходит в первой декаде декабря.
Дальше поток товаров ручейками растекается по Ямалу. Снабжением продуктами занимаются различные организации. У газовиков и нефтяников оно централизовано. В поселки же товары завозят в основном частники. В мороз - по зимникам. Вначале трассу проходит вездеход с геодезистами, которые делают замеры льда на реках. Потом по колее пускают грузовики.
- На трассах свои законы, - продолжает Александр. - Видишь стоящую машину - притормози, спроси, не нужно ли помочь. Если мимо проскочишь, потом с тобой не будут разговаривать, а то и по шее надают.
В машинах по одному не ездят. В кузове обязательно должна быть дополнительная бочка бензина: вдруг начнется метель - придется остановиться. Сколько продлится непогода, одному Богу известно. Мотор все это время не выключают - потом не заведешь, а еще работающий движок дает тепло. Если что-то ломается, ремонтом занимаются все: и водитель, и пассажиры. И еще одно правило Севера - во время вынужденной остановки не спать.
- Однажды мы ехали с грузом в уазовской "буханке", - вспоминает Владимир, с которым мы вместе тряслись по пути в Аксарку. - Сбились с зимника и застряли. Мотор заглох, завести не удалось. Отъехали вроде бы недалеко, поэтому напарник вернулся назад за помощью. А я остался в машине и задремал. И точно бы замерз, если бы в последний момент не очнулся. Потом несколько часов ходил по колее: двести метров вперед, двести назад. Лишь бы не спать.
По зимникам товары возят до середины мая. Потом тундра становится непроходимой. Бороздить по ней на вездеходах или автомобилях запрещено. Колеса разрушают верхний слой почвы, а он потом восстанавливается несколько десятилетий. До следующих холодов товары доставляют только по рекам или вертолетами.
Аксарка - поселок по местным меркам немалый. Население - около трех тысяч. Отсюда до Салехарда почти 60 километров асфальта. Чтобы перевезти груз, местным торговцам нужно заказывать машину. Она стоит 3-3,5 тысячи. Еще около 20 тысяч - плата за место на рынке. Кроме того, многим приходится арендовать теплую комнату под склад, иначе фрукты-овощи перемерзнут. В общем, в месяц приходится тратить около 30 тысяч. Если же прибавить траты на поездку за товаром, расходы надо умножить на два.
На аксарском рынке торгуют человек пятнадцать. Есть и русские, и выходцы с юга:
- Для южного человека здесь климат суровый, - вздыхает азербайджанец Рустам, - зато отношения между людьми теплые. И с местными обходится без конфликтов. Вы где-нибудь видели, чтобы на рынках продавали в долг? А мы торгуем. У коренных не всегда есть нужная сумма, чтобы купить какую-нибудь дорогую вещь. Но мы продаем, а потом несколько месяцев ждем, когда покупатель вернется из тундры и отдаст деньги. Правда, отдают всегда. Такой вот бизнес по-аксарски.
Самый "горячий" период для торговли - холодное время года. Летом наступает мертвый сезон: большинство жителей поселка уезжает в отпуска, длящиеся почти два месяца. Аксарка пустеет...
Среди торговцев высока конкуренция. Ее подхлестывает и наличие в поселке нескольких стационарных магазинов. Цены там выше, но в них продают алкоголь. Это привлекает покупателей. На рынках спиртным торговать запрещено. Единственный способ выжить - снижать цены. Значит, работать почти без прибыли.
- Я думаю, что время таких рынков кончается, - вздыхает Иамзе. - В местном климате одиночке тяжело одновременно заниматься и торговлей, и завозом товара. Многие уже не выдержали. Будущее за большими магазинами. А пока их не построили, торгуем мы... Ну что, возьмете сгущенку за 25 рублей? Дешевле не найдете.
Взял. Для этих мест и вправду недорого.
Справка "Труда":
"Продуктовая корзина" в Салехарде стоит сегодня 2351 рубль. В Москве - около 1850 рублей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников