Аугусто Пиночет - спаситель или предатель?

Аугусто Пиночет - спаситель или предатель?

В эти дни в центре внимания средств массовой информации едва ли не всех стран мира вновь оказался Аугусто Пиночет. Поводом к столь повышенному вниманию к бывшему чилийскому диктатору стала его кончина в минувшее воскресенье на 92-м году жизни. Напомним, его похороны состоятся сегодня.

И вновь авторы информационных сообщений, многочисленных комментариев и даже аналитических статей задаются вопросом: так кто все таки экс-генерал, пришедший к власти 11 сентября 1973 года в результате военного переворота и правивший южноамериканской страной до 11 марта 1990 года, когда он передал власть демократически избранному президенту Патрисио Эйлвину, предатель нации или спаситель страны? Причем вопрос этот оказался актуальным не только в Чили, что вполне естественно, но и во Франции и Испании, в Великобритании и США, в Швеции и Норвегии. Пытаются ответить на него и в России.

Отношение к Пиночету далеко не однозначное. Для одних (для меньшинства) он - спаситель, для других (для большинства) - палач и предатель.

Мало кому из политиков последних нескольких десятилетий довелось услышать в свой адрес столько проклятий, мало кто подвергался такому остракизму как бывший диктатор Аугусто Пиночет. Политические, государственные и общественные деятели, представители творческой и научной интеллигенции в Латинской Америке и других частях планеты демонстративно не хотели иметь с ним ничего общего. Соотечественники, прежде всего родственники погибших во время путча и последующие годы, международная общественность даже сейчас, спустя 30 с лишним лет, не могут простить Пиночету свержения законного правительства, то, что он "растоптал демократию".

При этом в некоторых публикациях указывается, что генерал, которого Альенде вытащил из глубинки, приблизил к себе и назначил на высший в армии пост, ответил предательством, не только выступил против своего главнокомандующего, но и стал главным виновником его трагической гибели. И в Чили, и в других странах выражается сожаление тем, что "Пиночет ушел в мир иной, так и не ответив за свои преступления". Можно напомнить, что оказались незавершенными более трехсот выдвинутых судебных процессов по обвинению в причастности к разным преступлениям, совершенным в тот период. Но ни по одному из них не вынесен приговор.

Однако не все было так однозначно. События 11 сентября 1973 года вряд ли назовешь путчем в прямом смысле этого слова. Их следовало бы рассматривать в контексте происходящего в 1972-1973 годов. Они стали, скорее, кульминацией политического процесса, продолжавшегося последние месяцы перед переворотом, когда страна оказалась фактически на грани гражданской войны. Разумеется, это ни в коем случае не оправдывает ни самого переворота, ни, тем более, той жестокости, с какой военные действовали, находясь у власти. По данным общественных организаций, с 1973 по 1990 годы от режима в той или иной степени пострадали около миллиона чилийцев, многие из которых были вынуждены покинуть родину. В том числе 3.197 человек погибли или пропали без вести, о чем официально сообщил в марте 1991 года бывший в то время президент Патрисио Эйлвин.

В то же время некоторые политические наблюдатели, выступая в защиту Пиночета, ставят ему в заслугу то, что он - первый и пока единственный в Латинской Америке диктатор, кто не только превратил Чили в самую стабильную на континенте в экономическом отношении страну, но и обеспечил передачу власти политическим партиям.

"Пиночет - самая противоречивая фигура, - пишет в этой связи чилийская "Меркурио", - и, видимо, только время определит, какую роль он сыграл в истории страны", цитирует ИТАР-ТАСС.